Закон об образовании образование детей-инвалидов

Содержание
  1. Нормативно-правовые основы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях
  2. Инклюзивное образование – образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Цель такого образования – избегание социальной сегрегации детей с ОВЗ, обеспечение их участия в жизни коллектива детского сада, школы, института
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  4. Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст.2
  5. Основные положения Закона «О детях-инвалидах», действующие в 2020 году
  6. Общие положения
  7. Льготы детям-инвалидам
  8. Размер социальных пенсий
  9. Федеральный реестр инвалидов
  10. В новом учебном году категории «обучающиеся с овз» уже не будет
  11. «Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»
  12. Ребенок- инвалид 
  13. Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении
  14. Центры медицинской, социальной и психологической помощи
  15. Адаптированные программы и специальные условия
  16. Образование детей инвалидов: особенности и привилегии в 2020 году
  17. Право инвалидов на образование
  18. Образовательные привилегии инвалидов
  19. Домашнее обучение
  20. Дистанционное обучение
  21. Аттестация знаний перед поступлением в школу
  22. Условия предоставления инклюзивного образования
  23. Чем отличается инклюзия от интеграции?
  24. Методы инклюзии
  25. Последние новости в 2020 году

Нормативно-правовые основы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Закон об образовании образование детей-инвалидов

Одной из важных для общества характеристик образования является его доступность для ряда социальных групп, имеющих «невыгодные» стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды, дети со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Впервые идею совместного обучения высказал Л.С.

Выготский: «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухонемого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает отрезанный и замкнутый мирок, в котором все приноровлено и приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на телесном недостатке и не вводит его в настоящую жизнь …»

Фото из открытых источников

Известно, что:

  • Альберт Энштейн имел большие сложности с когнитивными процессами. Он не разговаривал до 3 лет. С трудом овладевал математикой в школьные годы, а также с большими усилиями овладевал письменной речью.
  • Джордж Вашингтон имел проблемы с когнитивными способностями. Еле-еле писал, грамматику так и не осилил.
  • Томаса Эдисона в его ранние годы считали недоразвитым, потому что он не мог читать до 12 лет.
  • Кристи Браун был болен тяжелой формой детского церебрального паралича.
  • Уолт Дисней имел ограниченные когнитивные способности.

Зарубежный опыт инклюзивного образования

В США в семидесятых годах обозначились направления образования лиц с ОВЗ:

  • расширение доступа образования детей вне зависимости от состояния здоровья;
  • мэйстриминг (дети с ОВЗ находятся в системе специального образования, но регулярно взаимодействуют со сверстниками в досуговой деятельности)
  • инклюзия (включение) – совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием без каких либо условий и ограничений.

Инклюзивное образование – образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Цель такого образования – избегание социальной сегрегации детей с ОВЗ, обеспечение их участия в жизни коллектива детского сада, школы, института

САЛАМАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИСаламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г: • – каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, – каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, – необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей, – лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей, – обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.Фото из открытых источников

Основные тенденции развития:

  • ориентация на формирование в образовательном учреждении инклюзивной культуры, в основе которой лежит принятие ребенка с ОВЗ, а также философии инклюзии в целом;
  • использование в инклюзивной практике различных технологий и стратегий поддержки детей с ОВЗ;
  • координация деятельности всех участников образования, включение родителей в инклюзивный образовательный процесс для максимальной помощи детям с ОВЗ;
  • специальная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;
  • поддержка инклюзивной школы ее партнерами и помощниками в лице различного рода социальных организаций и психолого-педагогических служб;
  • индивидуализация образовательной программы для включения детей с ОВЗ в образовательный процесс и разработка индивидуального плана их обучения.

Отечественный опыт инклюзивного образования Ратификация Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на: · развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; · обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; · доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; · предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; · создание условий для освоения социальных навыков; · обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. Фото из открытых источников

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право на образование:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ.
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
  • Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” Приказ Президента РФ от 04.02.2010 года Пр-271. и др.
  • Конституция Российской Федерации. Статья 43,пункты 1,5.
  • В «Профессиональном стандарте педагогов» указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое требование – готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей.
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ, статья 10 : «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования… В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

  • Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детейинвалидов.
  • Документом предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленной на разрешение этой проблемы.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст.2

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Полный текст можно прочитать здесь.

Всегда с Вами, Ваша Растеряша)

Другие статьи по теме:

Как жить, если твой ребенок – аутист?

Мы живем в царстве хайпа

А нечего рожать всяких аутистов!

Об инклюзии, великой и ужасной, замолвите слово

Места под солнцем хватит для всех

история – отличный опыт для работы с аутистом! Убедилась сама

“Все лучшее – детям?”, или как детоцентризм захватил наши умы

“Господа, Вы звери?”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6816a535269000a986adfd/normativnopravovye-osnovy-obrazovaniia-deteiinvalidov-i-detei-s-ovz-v-obsceobrazovatelnyh-uchrejdeniiah-5f2a346d5f975548245d2eac

Основные положения Закона «О детях-инвалидах», действующие в 2020 году

Закон об образовании образование детей-инвалидов

Федеральный закон «О детях-инвалидах» в 2020 году претерпел некоторые существенные изменения.

Что характерно для новопринятых стандартов и принципов социальной поддержки этой категории льготников, то к уже имеющимся видам преференций добавились дополнительные виды помощи.

Также параллельно вносились правки в особенности осуществления региональной политики в этой сфере. Согласно мнениям специалистов, законодательство для детей-инвалидов после принятых изменений стало в разы эффективнее.

Общие положения

Закон для детей-инвалидов РФ содержит, как общефедеральные, так и региональные нормативно-правовые документы.

Это связано с тем, что на государственном уровне фиксируются только общие правила ведения социальной политики для инвалидов, а также обязанность муниципалитетов субъектов Федерации формировать надлежащие условия для их развития в каждом отдельном регионе (исходя из возможностей локального бюджета).

Вместе с тем, городские и областные советы вправе устанавливать локальные привилегии для детей с инвалидностью. Формирование локального законодательства основывается на демографических характеристиках региона, а также возможностях местного бюджета.

Правовое регулирование вопроса в 2020 году:

Согласно указанным выше документам, разработан список критериев, в силу которых ребенок будет считаться инвалидом. Так, согласно ФЗ «О детях-инвалидах» в 2020 году в этот список льготников могут быть добавлены лица при соблюдении следующих условий:

  • возраст ребёнка (в общем порядке льготы будут распространяться только на несовершеннолетних, а также студентов, обучающихся на очном отделении до достижения ними 23 лет);
  • получение травмы или констатация врожденных расстройств;
  • частичная или полная потеря трудоспособности (обязательно проведение регулярных медицинских исследований для подтверждения диагноза);
  • потребность в социальной поддержке, а также медицинских реабилитациях и присмотре.

В дальнейшем, после достижения граничного возраста, в зависимости от выявленного недуга, будет устанавливаться группа инвалидности.

Льготы детям-инвалидам

Как уже было сказано выше, присвоение льготного статуса является веским основанием для дополнительной социальной поддержки со стороны государства и муниципалитета. Поэтому утвержден список льгот, на которые могут рассчитывать представители этой категории.

Таблица № 2 «Актуальные пособия и льготы»

Вид преференцийОсобенности предоставления
Социальная пенсияПериод выплаты этого пособия ограничивается срок действия льготного удостоверения. И размер начисления устанавливается Федерацией. Локальные власти никакого влияния на сумму отчислений на оказывают.
Ежемесячные выплатыВ начале 2020 года размер ЕДВ составлял 1 478 рублей. Эта сумма одинакова для детей, независимо от возраста и тяжести недуга. Но с начала текущего периода должен вступить в силу Указ Президента «Об индексации», в силу которого все пособия будут увеличены на 4 %.
НСУ (набор социальных услуг)МедицинскиеДопускается при наличии рецептурного назначения врача получать медикаменты и лекарственные препараты на бесплатной основе. В социальной аптеке доступны не все лекарства, а только соответствующие утвержденному списку. Допускается монетизация этой льготы и, тогда сумма дополнительных выплат составит 811 рублей ежемесячно.
СанаторныеУ каждого ребенка есть право получения безвозмездно путевок на лечение в санаториях. Реализация этой возможности доступна только один раз в год. При нежелании пользоваться такой привилегией, можно заменить ее на ЕДВ в размере 1,5 тысячи рублей.
ПроездРаспространяется на городской транспорт (кроме частных перевозчиков), РЖД, а также морские и воздушные суда. Но могут устанавливаться ограничения касательно класса билета. При отказе от льготы дополнительно каждый месяц будут выплачиваться 116 рублей помощи.

Важно! Допускается получение льгот, как в материальном виде, так и в денежном эквиваленте. Принимать решение о порядке предоставления преференций могут законные представители детей.

Размер социальных пенсий

Поддержка инвалидов в стране осуществляется в зависимости от присвоенной группы. Дети не участвуют в распределении, а потому могут рассчитывать на универсальные пособия. К таковым относится и социальная пенсия, которая начисляется до момента достижения совершеннолетия или же пока врачебная комиссия не констатирует полное выздоровление.

В текущем году минимальная помощь детям-инвалидам составит 12,5 тысяч рублей. Это не окончательный объем выплат. Дополнительно, в зависимости от выбранного региона проживания, присваивается коэффициент, на который увеличивается объем пособия. Максимальный показатель на сегодня – это 2.

Федеральный реестр инвалидов

Источник: https://posobie.net/posobie/federalnyj-zakon-o-detyah-invalidah-v-2019-godu-fz.html

В новом учебном году категории «обучающиеся с овз» уже не будет

Закон об образовании образование детей-инвалидов

Понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» совсем не тождественны в российском законодательстве. Их разделение привело к проблемам правоприменительной практики.

На портале государственных услуг РФ размещен к обсуждению законопроект, который предлагает решить возникшие противоречия, заменив определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями».

Законопроектом предлагается также редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» как «обучающиеся с нарушениями интеллекта».

«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»

В российском законодательстве, в отличие от зарубежного, инвалидность и ограничения по здоровью – разные категории лиц.

 Так, статус инвалида ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы на основании расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.

Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихся особых образовательных потребностей, обусловленных различными нарушениями, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. То есть категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования.

Поэтому законопроектом предлагается наименование указанной категории обучающихся изложить как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями».

Ребенок- инвалид 

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Поэтому он может и не являться обучающимся ‎с особыми образовательными потребностями, и вправе получать реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом
‎с особыми образовательными потребностями.

В связи с изложенным законопроект предлагает новую редакцию определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой ребенок-инвалид приравнен по правовому статусу ‎к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличия нарушений, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий.

Кроме того,законопроектом предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» и «обучающиеся ‎со сложными дефектами» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта» ‎и «обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» соответственно.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона ‎№ 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.

Центры медицинской, социальной и психологической помощи

В настоящее время центры психолого-педагогической, медицинской ‎и социальной помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять образовательную деятельность только по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Вместе с тем, по итогам мониторинга Министерства просвещения, на территории Российской Федерации функционирует 184 центра. При этом 83 из них имеют лицензию на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Законопроект предлагает разрешить центрам вести образовательную деятельность ‎по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочия осущестлять функции ПМПК посредством расширения структуры и создания соответствующих подразделений.

При этом  перечень видов помощи предлагается дополнить ранней коррекционной помощью. Ранняя коррекционная помощь будет оказываться с помощью уже созданных ресурсов, то есть центрами или психологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разъясняет документ.

Адаптированные программы и специальные условия

В соответствии с законом 273-ФЗ, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Вместе с тем, как показывает практика, не все обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются ‎в адаптации образовательных программ.

Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия.

Перечень специальных условий законопроектом предлагается дополнить средствами альтернативной коммуникации, услугами тьютора, услугами ‎по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу). Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, ‎на любом уровне получения ими образования.

Федеральный закон, в случае утверждения этого проекта, вступит в силу с 1 сентября 2020 года.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/v-novom-ucebnom-godu-kategorii-obucausiesa-s-ovz-uze-ne-budet

Образование детей инвалидов: особенности и привилегии в 2020 году

Закон об образовании образование детей-инвалидов

Инвалидность может присваиваться ребенку в результате врожденных каких проблем со здоровьем, или приобретенных в ходе жизни. Установление инвалидности означает наличие ограничений, которые также распространяются на процесс обучения. Однако, в соответствии нормами законодательства образование для детей инвалидов в меру их возможностей должно организовываться вместе с обычными детьми.

Право инвалидов на образование

Россия присоединилась к международной конвенции о правах инвалидов, в связи с этим в 2012 году было приняты нормы права, которые были направлена на реализацию прав инвалидов.

Одними из важнейших положений конвенции, которые должны выполняться каждой страной, является соблюдение следующих требований:

  • Дети инвалиды должны проходить процесс образования со всеми другими детьми в обычных школах с учетом их физических возможностей.
  • На государстве лежит обязанность организовать для детей доступный общеобразовательный процесс по месту их проживания.
  • Для того, чтобы ребенок-инвалид мог посещать школу, необходимо государству обеспечить приспособления для этого.
  • Обеспечение мер поддержки и социализации детей-инвалидов.

Государство должно обеспечить полноценную адаптацию в образовательном процессе и социальное развитие детей, которым установлена инвалидность.

При этом у обычных детей должно развиваться в отношении инвалидов сострадание, взаимопомощь, наставничество и т.д. Они должны с помощью жестов, специальных языков научиться общаться с инвалидами.

Образовательные привилегии инвалидов

Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.

Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.

Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.

[attention type=yellow]

Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.

[/attention]

Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.

При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.

По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.

Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.

Домашнее обучение

Дети, у которых нет возможности посещать школу ежедневно, могут оформить осуществление обучения на дому.

Для этого родители должны подготовить пакет документов:

  • Заявление по фиксированной форме, согласно которому ученик должен проводить занятия на дому;
  • Справку, оформленную МСЭ с подтверждением инвалидности;
  • Заключение, оформленное МСЭ, подтверждающее невозможность находиться на занятиях в школе на общих условиям.

Внимание! Решение о введении домашнего образования принимается представителями муниципалитета и отдела образования.

Если органы власти оформляют разрешение на домашнее образование детей инвалидов, то руководство учебного заведения осуществляет следующие меры:

  • Заключает с родителями либо законными представителями договор об обучении ребенка дома;
  • Зачисляет ребенка в ученики школы;
  • Составляет все необходимые документы;
  • Составляет учебный план, соответствующий возможностям ребенка;
  • Назначает учителей для обучения ребенка дома.

Ребенок с ограниченными возможностями по итогам обучения должен знать в полной мере курс средней школы. Оценка знаний проводится без каких-либо поблажек. Выданный в случае успеха аттестат не отличается об стандартного документа об образовании.

Дистанционное обучение

Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.

Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:

  • Уроки через интернет;
  • Теле-присуствие;
  • Занятия с использованием чата;
  • Обучение посредством онлайн-конференции;
  • Проведение онлайн-консультаций с педагогом.

Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.

При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.

Аттестация знаний перед поступлением в школу

Ребенок с ограниченными возможностями, который собирается поступать на обучение в школу, должен пройти специальную комиссию.

В ее состав включается следующий перечень специалистов:

  • Педагог-психолог, независимо от причины наступления инвалидности у ребенка;
  • Педагог-дефектолог, который имеет специальность по проблеме ребенка — невролог, ЛОР, ортопед и т. д.
  • Логопед;
  • Социальный психолог.

Также при аттестации должны присутствовать родители ребенка, поскольку он может испугаться присутствия большого количества новых людей, т. е. сработает фактор страха.

Внимание! Комиссия проводится по письменному согласию родителей либо представителей ребенка-инвалида. Они имеют право отказаться от ее прохождения. Если комиссия проведена без согласия родителей, то ее результаты признаются недействительными.

Комиссия должна определить, годен ли ребенок к дальнейшему обучению. Чаще всего благодаря их заключению, появляется возможность правильно адаптировать обучение под возможности и нужды ребенка.

Условия предоставления инклюзивного образования

Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.

В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.

К школе, которая будет предоставлять возможность получения инклюзивного образования, также предъявляются требования по соответствию системе «Доступная среда».

Так, в ней должны быть пандусы для детей-колясочников, специальные классы и туалетные комнаты, персоналом должны соблюдаться права ребенка инвалида в школе при обучении.

Кроме того в штате школы должны находиться два специалиста — это сурдопереводчик и дефектолог.

Чем отличается инклюзия от интеграции?

Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.

Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.

Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.

Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.

Так, инклюзии присущи следующие особенности:

  • Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
  • Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
  • К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
  • Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.

Методы инклюзии

Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.

Для этого используется несколько методов:

  • Более широкие возможности по доступу к образованию;
  • Интеграция в учебный процесс;
  • Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
  • Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.

Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.

Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.

Последние новости в 2020 году

На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.

Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.

Источник: https://infportal.ru/lgoty/obrazovanie-detey-invalidov.html

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: