Выездная проверка ПФ РФ, страховые взносы.

Содержание
  1. Узнайте, грозит ли вам выездная проверка страховых взносов
  2. Критерии включения в план проверок
  3. Проверки ПФР и ФСС в «Эксперте»
  4. Внеплановые проверки
  5. Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году
  6. Что проверяет ФСС
  7. Что проверяет ПФР
  8. Кто в зоне риска
  9. Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р
  10. Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов
  11. I. Общие положения
  12. II. Планирование выездных проверок
  13. Порядок проведения выездных проверок ФСС совместно с ПФР
  14. Периодичность выполнения совместных проверок
  15. Критерии отбора компаний для выездных проверок
  16. Перечень документации для проверки
  17. Административная ответственность
  18. Блог
  19. С какой периодичностью проводятся совместные выездные проверки?
  20. По какому принципу выбираются предприятия для выездной проверки?
  21. Примерный список документации, подлежащей проверке
  22. Административные санкции, применяющиеся по результатам проверок
  23. С более подробной информацией по аудиту предприятий государственными органами можно ознакомиться на сайте интернет-бухгалтерии «энтерфин». мы систематически освещаем все актуальные изменения в законодательстве, чтобы наши клиенты шагали в ногу со временем и не допускали ошибок в процессе ведения хозяйственной деятельности
  24. Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать
  25. Кого включат в план проверок
  26. Как проверят облагаемую базу
  27. Где будут искать сокрытые взносы
  28. Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций
  29. Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы
  30. Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

Узнайте, грозит ли вам выездная проверка страховых взносов

Выездная проверка ПФ РФ, страховые взносы.

Выездная проверка плательщиков страховых взносов проводится ПФР и ФСС совместно. Как и налоговая проверка, проверка ПФР и ФСС — строго регламентированная процедура. Порядок ее проведения регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (гл. 5).

Проводится она инспекторами ПФР и ФСС совместно. Это закреплено в «Соглашении о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов» от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П.

Критерии включения в план проверок

Включение той или иной организации в план-график проверок происходит на основании критериев, описанных в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась.

Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 и 4-ФСС), представленных в ПФР и ФСС.

[attention type=yellow]

Однако если компания удовлетворяет одному из критериев — это еще значит, что проверка непременно состоится.

[/attention]

«Однако на практике, — отмечает аналитик сервиса «Эксперт» компании СКБ Контур Марина Гончарова, — решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов.

Если за организацией свыше двух отчетных периодов числится недоимка, если сумма начисленных страховых взносов уменьшилась по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности — организация, скорее всего, будет включена в план проверок».

Кроме того, организация может попасть в план проверок, если в ПФР и ФСС поступит информация об участии в схемах минимизации страховых взносов, например, выдача зарплаты «в конвертах».

Проверки ПФР и ФСС в «Эксперте»

Оценить «вес» каждого из критериев и понять, насколько высока вероятность плановой выездной проверки фондов, можно с помощью сервиса «Эксперт».

Вся процедура займет не больше 15 минут:

  • Вводите в простую форму данные из РСВ-1 (за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года) и 4-ФСС (за 9 месяцев 2012 года).
  • «Галочками» отмечаете, были ли все отчеты в фонды сданы вовремя, подавались ли корректировки, вовремя ли уплачивались страховые взносы и т д.
  • Нажимаете кнопку «Анализировать».

Сервис сам производит нужные расчеты и рассчитывает вероятность проверки ПФР и ФСС в процентном отношении — с учетом «веса» критериев, по которым ваша организация может быть включена в план проверок.

В итоговом отчете будет разъяснено, какие показатели характеризуют вас как дисциплинированного плательщика страховых взносов, а что гарантированно привлечет внимание инспекторов.

Внеплановые проверки

Напомним, что помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию. Мария Скобелева

Критерии, на основании которых организация может быть включена в план совместных выездных проверок ПФР и ФСС (письма ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010).

  • Количество расчетов (форма РСВ-1 ПФР и форма-4 ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС РФ за 9 месяцев 2010 г., не совпадает.
  • У плательщика страховых взносов есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ.
  • Сведения индивидуального персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2) не были в срок представлены в органы ПФР.
  • Страхователь произвел выплаты в пользу физических лиц, не облагаемые страховыми взносами.
  • Применение пониженных тарифов взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок).
  • Несоответствия в расчетах (форма РСВ-1 ПФР и форма-4 ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений).
  • Недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд.
  • Страхователь относится к числу крупнейших плательщиков.
  • Уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась.
  • Неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам.
  • Проверки в отношении данного страхователя проводятся не чаще одного раза в три года (без учета проверок обособленных подразделений, которые уплачивают взносы самостоятельно).
  • Поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

Источник: https://kontur.ru/articles/2155

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году

Выездная проверка ПФ РФ, страховые взносы.

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС.

Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р

Выездная проверка ПФ РФ, страховые взносы.

В целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

2. Признать распоряжение Правления ПФР от 11 мая 2010 года N 127р “Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов” утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Мануйлову Т.Н. и заместителя Председателя Правления ПФР Колесника А.П.

ПредседательПравления ПФРА.Дроздов

Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫраспоряжением Правления ПФРот 3 февраля 2011 года N 34р

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) по проведению и оформлению результатов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Цель выездной проверки – осуществление контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, территориальные фонды ОМС), представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах. Факты нарушений законодательства, выявленные в ходе выездной проверки, должны быть документально подтверждены.

Настоящие Методические рекомендации рассматривают вопросы планирования и проведения выездных проверок только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Действие Методических рекомендаций применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 01.01.2010.

II. Планирование выездных проверок

2.1. Порядок планирования проверок

Условием эффективного проведения и результативности выездных проверок является качественное планирование и организация проведения выездных проверок на подготовительном этапе.

Целями планирования являются:

– отбор плательщиков для включения в план проведения выездных проверок по многофакторным критериям;

– обеспечение своевременности проведения плановых проверок;

– обеспечение оперативного проведения выездных проверок ликвидируемых и находящихся в стадии банкротства плательщиков страховых взносов.

Планирование выездных проверок является подготовительным этапом проведения выездных проверок и состоит в определении:

– перечня плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде;

– сроков их проведения;

– периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

– кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Основными этапами процесса планирования являются следующие процедуры, представляющие собой:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев, в том числе показателей деятельности этих плательщиков:

1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.

[attention type=red]

5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).

[/attention]

6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

10. Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.

На стадии планирования выездных проверок рекомендуется провести полный анализ проверяемого плательщика страховых взносов на основании всей имеющейся информации, которая может быть использована при проверке.

2.2. Составление плана-графика

2.2.1.

На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов, формируется ежегодный план-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.

2.2.2.

Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации (части 3 и 12 статьи 35 Закона N 212-ФЗ).

В случае включения в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов, имеющих обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – обособленные подразделения), специалисту территориального органа ПФР до 25 декабря рекомендуется сообщать в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения о необходимости включения его в план-график.

2.2.3.

[attention type=green]

В плане-графике рекомендуется отражать:

– наименование плательщика страховых взносов;

– регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР;

– идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН);

– код причины постановки на учет (далее – КПП);

– месяц начала проверки;

– проверяемый период;

– основания (критерии) для включения плательщика в план-график;

– ответственное за проведение выездной проверки подразделение территориального органа ПФР.

[/attention]

2.2.4. Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902278851

Порядок проведения выездных проверок ФСС совместно с ПФР

Выездная проверка ПФ РФ, страховые взносы.

Чтобы контролировать полноту перечисления страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями, организуется выездная проверка ФСС и ПФР.  Сотрудники упомянутых ведомств по предварительно разработанному плану выезжают по юридическому адресу проверяемой организации для аудита первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Речь идет о статье расходов компании «Расчеты с персоналом по оплате труда», куда входят все виды социальных и государственных пособий.

Периодичность выполнения совместных проверок

Особенности разработки плана совместных камеральных проверок оговариваются в Письмах ведомств:

  • по ПФР — №ТМ-30-24/13848;
  • по ФСС — №02-03-08/13-2872.

Стоит отметить, что помимо утвержденных плановых внебюджетные фонды вправе проводить внеплановые выезды на предприятия для контроля платежной дисциплины плательщика взносов (Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 19-5/10/2-1748 от 22 февраля 2011г.). При этом это может быть самостоятельная выездная проверка ФСС без привлечения специалистов из Пенсионного ведомства и наоборот – сотрудники ПФ России выезжают с незапланированным аудитом без проверяющих из Фонда соцстрахования.

Периодичность проведения внеплановых визитов контролирующих органов не ограничена законодательством. Причины для инициирования незапланированных проверок:

  • планируемая реорганизация или полная ликвидация субъекта предпринимательства;
  • поступление жалобы от сотрудника предприятия о неполной выплате пособия или иных нарушениях страхового законодательства;
  • подача обращения о возмещении произведенных организацией расходов.

Проверка производится только по истечении расчетного периода (календарного года). Предельный интервал времени для проверки – 3 года, предшествующие году выезда специалистов внебюджетных фондов для внешнего аудита плательщика взносов. Пример – в 2016 году выездная проверка ПФР и Фонда социального страхования могла охватить период с 2013 по 2015 годы (2013, 2014, 2015 – 3 года).

Длиться такая проверка может не дольше 2-х месяцев, начало этого периода – дата подписания соответствующего решения. Завершение проверки – дата подписания акта.

Критерии отбора компаний для выездных проверок

Как происходит отбор плательщиков страховых взносов, к которым собираются выехать представители ФСС и ПФ РФ на проверку? Критериев несколько:

  • расхождение сведений, отражаемых в отчетности;
  • наличие расходов, финансируемых из бюджета Фонда соцстрахования (больничные, пособия, прочие страховые выплаты);
  • нарушение сроков подачи отчета формы РСВ-1;
  • наличие в фонде оплаты труда необлагаемых страховыми взносами выплат;
  • применение льготных тарифов при расчете взносов;
  • отсутствие пояснений от компании после проведенной проверки, выявившей нарушения;
  • недоимка, которая не гасится плательщиком на протяжении срока, превышающего 2 календарных года;
  • организация входит в перечень крупных плательщиков;
  • сокращение выплат по трудовым договорам по сравнению с прошлым расчетным периодом при сохранении численности штата;
  • неоднократная подача корректирующих сведений в Пенсионный фонд за один и тот же период;
  • сведения, полученные из ИФНС о выплачиваемых в компании «серых» зарплатах для ухода от законодательно утвержденных тарифов.

График плановых проверок ФСС и ПФ России публикуются на сайте Фонда соцстраха, каждый плательщик взносов вправе ознакомиться с этим документом в личной карточке страхователя.

Перечень документации для проверки

Многих бухгалтеров компаний интересует вопрос: выездная проверка ПФР и ФСС – что проверяют представители ведомств? Это все документы, касающиеся организации деятельности и учета начислений по расчетам с персоналом:

  • учредительная документация, имеющиеся лицензии;
  • бухгалтерские и налоговые учетные регистры по заработной плате и пособиям;
  • Книга доходов и расходов – для упрощенцев;
  • Учетная политика;
  • отчетность в фонды;
  • кадровые документы (приказы, штатное расписание и др.);
  • документация по учету денежных средств (наличных и безналичных);
  • листки нетрудоспособности, заявления сотрудников на выплату материальной помощи и т.д.

При необходимости инспектор снимает копию с интересующего его документа, которая заверяется руководителем проверяющей компании.

Административная ответственность

К самым распространенным ошибкам организаций и ИП можно отнести следующие нарушения:

  • отсутствуют локальные акты (Учетная политика, Положение об оплат труда и т.д.);
  • на работников не заполнены личные карточки, неграмотно ведется учет трудовых книжек;
  • халатное отношение к ведению документацию по направлению и возвращению работников из командировок;
  • неправильное оформление больничных листов;
  • нарушение кассовой дисциплины и т.д.

Когда проверка подходит к концу, инспекторы составляют справку о выявленных нарушениях или отсутствии таковых. В первом случае руководитель компании привлекается к административной ответственности в виде штрафа:

  1. если не представлена отчетность РСВ-1 – 5% суммы для уплаты страховых взносов в бюджет (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Величина штрафа не может быть менее 1 тыс.руб. и не может превышать 30% суммарного объема страховых платежей в фонд за последние 3 месяца;
  2. отсутствие платы или неполный расчет с фондом по страховым взносам – 20% недоимки. Если нарушение носит умышленный характер, инспекторы вправе рекомендовать наказание руководителя на сумму, равную 40% недоплаченных взносов (части 1 и 2 статьи 47 №212-ФЗ);
  3. непредставление требуемых документов карается штрафами из расчета 200 руб./документ (абзац 2 ст. 46 №212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ).

Федеральный закон №212-ФЗ с 01 января 2017-го года утрачивает юридическую силу. Порядок начисления и расчетов по страховым взносам в ФСС (на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством), в ФОМС и ПФ России регламентируются гл. 34 Второй части НК РФ.

Чтобы избежать санкций, перед началом проверки бухгалтер должен сверить платежи с фондом, погасить долги при их наличии (по налогам, пеням и штрафам).

Источник: https://nebopro.ru/blog/poryadok-provedeniya-vyezdnyx-proverok-fss-sovmestno-s-pfr/

Блог

Выездная проверка ПФ РФ, страховые взносы.

Для контроля за полнотой и корректностью уплаты страховых взносов субъектами хозяйствования соответствующие подразделения ФСС и Пенсионного фонда РФ могут организовать проведение выездной проверки предприятия (ИП). С этой целью разрабатывается специальный план проверки.

Работники вышеупомянутых ведомств проводят аудит бухгалтерской первички предприятия по юридическому адресу, по которому оно зарегистрировано. Тщательно проверяется статья расходов «Расчеты с персоналом по оплате труда», к которой относятся все виды социальных взносов и гос.

пособий.

С какой периодичностью проводятся совместные выездные проверки?

План выездной проверки должен быть разработан в строгом соответствии с Письмом ПФР №ТМ-30-24/13848 и Письмом ФСС №02-03-08/13-2872.

Кроме того, выездные проверки могут быть не только плановыми.

Для того, чтобы проконтролировать платёжную дисциплину предприятий или индивидуальных предпринимателей, фонды соцстрахования и управления Пенсионного фонда РФ могут отправлять своих сотрудников на внеплановые проверки. Они могут быть как совместными, так и самостоятельными, то есть каждый из проверяющих выезжает на проверку отдельно.

Частоту проведения таких проверок законодатель не ограничивает. Единственное, для внеплановых выездных проверок нужны веские основания, а именно:

1) планируется реорганизация или полная ликвидация субъекта хозяйственной деятельности; 2) поступила жалоба от наёмного работника предприятия о том, что ему выплатили пособие не в полном объёме или другим образом нарушили страховое законодательство;

3) предприятие подало заявление о возмещении ему понесённых расходов.

При этом, стоит учитывать, что производить такую проверку необходимо по окончании отчётного периода (как правило, это календарный год). Максимальный период времени, который может охватить одна выездная проверка – три предшествующих года (например, если проверка проводится в конце 2016 года, она может охватить 2014-2016 года).

По продолжительности выездные проверки могут длиться до двух месяцев. Точкой отсчёта принято считать дату принятия решения о такой проверке, а её завершением является день, когда подписан соответствующий акт.

По какому принципу выбираются предприятия для выездной проверки?

В большинстве случаев, фонды соцстрахования и органы Пенсионного фонда планируют выездные проверки к плательщикам страховых взносов, которые:

допустили расхождение данных в отчётах по страх. взносам;

показали расходы, которые финансируются из бюджета фондов (например, были оплачены больничные листы, соц. пособия и другие выплаты по страховым случаям);

нарушили сроки сдачи отчетности (РСВ-1);

в ФОТ имеют необлагаемые страх. взносами выплаты;

применяют льготные тарифы для расчёта страховых платежей;

в случае проведения проверки и выявления нарушений, не предоставили никакого объяснения в свою защиту;

имеют непогашенную недоимку по уплате страх. взносов, срок неуплаты которой превысил 2 года;

входят в число крупнейших плательщиков страховых взносов;

[attention type=yellow]

сократили выплаты наёмным работникам, в то время как их численность не уменьшилась;

[/attention]

неоднократно подавали скорректированные отчёты в ПФ за один и тот же расчётный период;

по информации, переданной в фонды налоговиками, могут выплачивать персоналу «серую» зарплату, чтобы уклониться от уплаты общеобязательных платежей.[

Расписание плановых объединённых проверок в обязательном порядке должно быть опубликовано на официальном сайте ФСС, чтобы любой субъект хозяйствования имел возможность ознакомиться с ним. Кроме того, такая информация показывается и в личной карточке предприятия (ИП).

Примерный список документации, подлежащей проверке

Узнав о предстоящей выездной проверке, в первую очередь, бухгалтерию интересует, как же документы потребуют для ознакомления сотрудники фондов соцстраха и Пенсионного фонда? К ним относится вся документация, касающаяся ведения хозяйственной деятельности предприятия, а также учета начислений по расчетам с наёмными работниками.

Так, проверяющие могут потребовать:

уставные документы, лицензии, если таковые имеются;

бухгалтерскую первичку по зарплате и выплаченным пособиям;

КУДиР (для субъектов хозяйствования, работающих на «упрощёнке»);

учётную политику предприятия и документы кадрового делопроизводства (приказы, штатное расписание);

поданные отчёты в ФСС и ПФ РФ

документы, подтверждающие учёт денег (наличных и безналичных)

больничные листы, приказы о выплате матпомощи и так далее.

Проверяющие имеют полное право сделать ксерокопию любого документа и попросить заверить его главу проверяемого предприятия.

Административные санкции, применяющиеся по результатам проверок

Наиболее распространёнными ошибками, которые допускают в своей работе предприятия (ИП), являются:

отсутствие локальных актов (учётной политики предприятия, положения об оплате труда и других);

неправильно ведётся кадровое делопроизводство (не заполняются личные карты или трудовые книги наёмных работников, а также некорректно заполняется командировочная документация);

неправильно оформляются листы временной нетрудоспособности;

нарушена кассовая дисциплина.

По факту окончания совместной проверки должен быть составлен соответствующий акт, в котором будут отображены все выявленные нарушения или указание на их отсутствие.

Если же проверяющими будут найдены нарушения, руководящее лицо субъекта хозяйствования в обязательном порядке должно быть привлечено к административной ответственности.

В основном, это административные штрафы:

1. В случае нарушений в сдаче отчетности РСВ-1, штраф составит 5% от суммы страховых взносов, которую предприятие должно было уплатить в фонды. При этом, сумма штрафа не может быть меньше 1 000 руб.

, но и не должна превышать 30% суммы страховых взносов, уплаченных предприятием за предыдущие три месяца. 2. Если предприятие не уплачивало страховые взносы или же произвело расчёт не в полном объёме, ему выставляется недоимка 20% от суммы.

Кроме того, если проверяющие установят, что такие действия были умышленными, недоимка может возрасти до 40% от суммы неуплаченных страх. платежей.

3. Если какой-либо из затребованных инспекторами документов не будет им выдан для ознакомления, такие действия наказываются штрафом в размере 200 рублей за один документ.

[attention type=red]

В любом случае, чтобы уберечь себя от штрафов, необходимо до начала выездной проверки произвести сверку всех платежей с фондами, уплатить задолженность (если таковая имеется), а также упорядочить всю кадровую документацию на предприятии.

[/attention]

Важно помнить, что с 01.01.2017 года Закон РФ №212-ФЗ утратит юридическую силу. Все вопросы, касающиеся страховых взносов, в том числе, в Фонд медстрахования и в Пенсионный фонд, будут регулироваться главой 34 Налогового кодекса РФ.

С более подробной информацией по аудиту предприятий государственными органами можно ознакомиться на сайте интернет-бухгалтерии «энтерфин». мы систематически освещаем все актуальные изменения в законодательстве, чтобы наши клиенты шагали в ногу со временем и не допускали ошибок в процессе ведения хозяйственной деятельности

акт, ЕНВД, ликвидация, НДС, счет 28.10.2017

Источник: https://enterfin.ru/sovmestnye-vyezdnye-proverki-fss-i-pfr-poryadok-i-pravila-provedeniya/

Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать

Выездная проверка ПФ РФ, страховые взносы.

Контролеры воспользуются новыми рекомендациями при проверках за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Об этом говорится в пункте 1 комментируемой методички.

Там же сказано, что новые рекомендации предназначены только для ревизий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Другими словами, проверки предпринимателей, которые платят взносы «за себя», остаются за рамками комментируемой методички.

Кого включат в план проверок

Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках.

Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций).

Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям. Всего таких критериев десять:

1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала. Не нужно путать их с крупнейшими налогоплательщиками, для которых установлены свои критерии*.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».

6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад (здесь не учитываются ревизии обособленных подразделений с отдельным балансом, расчетным счетом и производящих начисления в пользу физлиц).

10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.

Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год. Его утверждают не позднее 25 декабря предшествующего года.

Впоследствии план могут подкорректировать: кого-то добавить, кого-то вычеркнуть, а кому-то назначить новые сроки проверки. Добавим, что чиновникам запрещено включать в план страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Где будут искать сокрытые взносы

Начисление и уплату страховых взносов в первую очередь будут проверять по карточкам индивидуального учета (бланк рекомендован совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691 и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56П). Сотрудники Фонда просуммируют начисления по всем карточкам за период и сравнят с итоговой цифрой, указанной в расчете по форме РСВ-1 за тот же период.

Кроме того, проверяющие сравнят обороты по кредиту счета 69 (по субсчетам, относящимся ко взносам в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части) и аналогичные данные из расчета по форме РСВ-1.

Наконец, контролеры сопоставят сведения из карточек индивидуального учета с данными справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ).

[attention type=green]

Если окажется, что облагаемая база по страховым взносам меньше, чем сумма выплаченных доходов, бухгалтера призовут к ответу.

[/attention]

Ему придется пояснить, почему на ту или иную величину не начислены пенсионные взносы.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов.

Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов».

Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги.

Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

[attention type=yellow]

Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

[/attention]

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы

Авторы комментируемых методических рекомендаций не обошли вниманием и операции по расчетам с подотчетными лицами. Интерес вызывают случаи, когда деньги выданы подотчетнику, чтобы тот расплатился с гражданином за выполнение разовых работ.

В такой ситуации к авансовому отчету должен быть приложен акт и документ, подтверждающий выдачу денег физлицу (например, платежная ведомость). Проверяющему, обнаружившему такие бумаги, полагается выяснить, начислены ли взносы на сумму оплаты.

В методичке названа еще одна любопытная с точки зрения инспекторов операция. Это списание не возвращенных вовремя подотчетных сумм на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Затем, при удержании из заработной платы, та же сумма должна быть показана по кредиту счета 94 и дебету счета 70, а также включена в облагаемую взносами базу. Однако, некоторые бухгалтеры, желая избежать начисления взносов, не удерживают деньги из зарплаты.

Вместо этого они проводят их по дебету счета 71 и кредиту счета 73. Теперь проверяющие из подразделений Пенсионного фонда предупреждены об этой уловке.

Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение)
Приказы об учетной политике
Расчет по форме РСВ-1 ПФР
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, выданных работникам организации
Списки «внештатников» и работников, заключивших гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг
Договоры между предприятием и страховой медицинской организацией на обязательное медицинское страхование работников с приложением перечня застрахованных
Регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордеры, мемориальные ордеры, оборотно — сальдовые ведомости, своды по заработной плате и пр.) и карточки субконто по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84, 41, 10, 43, 45, 91 и пр.
Первичные документы по учету кадров (унифицированные формы № Т-1, Т-2, Т-3, Т-5, Т-5а, Т-6, Т-6а, Т-8, Т-8а, Т-11, Т-12, Т-13, Т-49, Т-51, Т-53, Т-54 и пр.)
Кассовая документация (приказ о назначении кассира, журнал регистрации ПКО и РКО, кассовая книга, отчет кассира, приходные и расходные кассовые ордеры, договор с центром техобслуживания ККТ, журнал кассира -операциониста, справки-отчеты кассира -операциониста, X-отчеты, Z-отчеты)
Банковские документы (выписки, платежные поручения и пр.)
Расчетные документы (счета и пр.)
Трудовые книжки работников
Договоры гражданско-правового характера
Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)
Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.)
Унифицированная форма государственного статнаблюдения № П-4
Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда
Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма № 1-НДФЛ)

* Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом Минфина России и ФНС России от 16.05.07 № ММ-3-06/308@.
** Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2011/5/4741

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: