У нас два класса вместе учатся, уроки по 35 минут! Моего сына иногда не замечают!

«Становилось не по себе, когда ученики давили на меня»: монолог бывшего учителя колонии строгого режима — Истории на TJ

У нас два класса вместе учатся, уроки по 35 минут! Моего сына иногда не замечают!

Как устроены занятия, почему заключённые не читают книги, и какие подходы используют к ученикам.

Фото Максима Блинова, РИА «Новости»

В России каждый заключённый младше 30 лет обязан получить общее образование. Люди старше 30 лет, а также с инвалидностью первой или второй группы, учатся в колонии по желанию. Учеников зачисляют в классы не по возрасту, а по уровню образования, полученному на свободе.

Осуждённый выбирает в какой форме проходить итоговую аттестацию — ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен).

В первом случае ученики могут поступить в высшее учебное заведение, а во втором — получить школьный аттестат.

Заключённые чаще выбирают ГВЭ, потому что результаты ЕГЭ действуют четыре года и процедура не имеет жёстких требований. В 2019 году государственный выпускной экзамен сдали около восьми тысяч осуждённых по всей России.

Подготовиться к экзаменам заключённым помогает учитель, который направляет учеников на литературные конкурсы, показывает художественные произведения на экране телевизора и помогает ученикам учиться рассуждать. TJ пообщался с бывшим учителем колонии строгого режима о том, каково это — обучать осуждённых.

Как выглядит школа в колонии

В колонии я преподавал русский язык и литературу с октября по декабрь 2017 года. Это был мой первый педагогический опыт, который я запомню надолго. Во время практики мне позвонили из деканата института и предложили работу. Обещали свободу творчества, так как сильного контроля за работой учителя в колонии нет. И зарплаты в несколько раз выше, чем в обычной школе.

Когда я пришёл в школу, то первое время у меня был шок. Всё вокруг – печаль и беда. Все ходят в чёрных униформах, всё в гнетущих тонах, собаки и охрана.

Если бы я вдруг потерял пропуск или забыл его, то меня никуда не впустили. В колонии строго следят за временем. Сначала я проходил первый пункт – досмотр, где меня проверяли на наличие телефона и флешек.

Все гаджеты выключались и оставались на первом КПП (контрольно-пропускной пункт).

[attention type=yellow]

После проверяли на металлические вещи и еду, которую нельзя проносить. Исключением были книги, которые я приносил для учеников. Второй пропускной пункт формальный, меня впускали во внутренний двор колонии. Никакие опоздания не принимались, если опоздал на пять минут, то во внутрь не попадёшь. Третий пункт — вход в саму школу.

[/attention]

Школа в колонии строгого режима  Фото Алёны Кардаш, «Томский Обзор»

Школа находится за закрытыми воротами колонии. Ключи от них либо у директора, либо у дежурного учителя. И если опаздываешь, то дежурный учитель не открывает ворота. Сама школа внутри в хорошем состоянии по сравнению со многими городскими. Когда я устраивался на работу, мне сказали, что школа горела, но я не заметил последствий пожара.

Оснащение в колонии намного лучше, чем в общеобразовательной школе. В каждом классе есть ЖК-телевизор и компьютер, всё работало без сбоев. В некоторых школах в каждом классе даже компьютера нет, или вся техника устаревшая. Но библиотека в колонии скудная.

У заключённых нет домашнего задания. Его можно задать, но они ничего не сделают, потому что распорядок дня в колонии не подразумевает много свободного времени. А многие ученики сами не заинтересованы в обучении. Я задавал сочинения, которые заключённые должны написать за полгода, либо предлагал задания, которые они выполняли за этот промежуток.

Помимо отсутствия домашней работы, осуждённые не берут тетрадки и ручки на уроки. Я покупал себе розовые ручки, чтобы ученики их не украли, но если они просили что-то написать, то я выдавал обычную ручку. Библиотекой они не пользовались, там не было ничего, кроме учебников. Но некоторые проявляли инициативу и просили меня принести им «Божественную комедию» Данте.

Заключённые на уроке Фото Максима Блинова, РИА «Новости»

Педсостав в школе малочисленный, преподавали одни мужчины. Официально школа числилась как вечерняя, но уроки проходили в две смены. Утренняя длилась с 10 до 12 утра, а вечерняя — с семи до девяти вечера. Всего в школе 12 классов, но 12 лет там никто не учился.

Все начинают с седьмого-восьмого класса, азбуке и букварю в школе не учат. Когда я преподавал в 10 классе, мой ученик писал неплохие тексты, но не ставил точки в конце предложений. Он даже не понимал зачем они там нужны.

Если в обычных школах знания систематизированы — ученики пятого класса имеют запас знаний с первого по четвёртый, то в колонии всё по-другому.

[attention type=red]

В нашей школе решётки в классах не стояли, нападений или каких-то волнений не наблюдалось. За поведение заключённых на уроке отвечали дежурные (сами заключённые).

[/attention]

У них нет доступа к компьютерам без учителя, никаких ключей им не оставляют, особенно начальство колонии просило не приносить флешки, потому что дежурные их крадут.

Учеников в школу приводили и уводили в сопровождении спецсотрудника.

Про уроки

Когда я пришёл работать в школу, то составил свою программу обучения и расписал литературу 20 века. Но мне указали на готовую программу, по которой учитель должен проводить уроки.

А она самая обычная: есть темы за 10 класс, я их проговариваю с учениками, а потом они пишут сочинение. Но с заключёнными темы не обсуждались и не проверялись на ошибки.

Им невозможно рассказывать про деепричастный оборот, они про него не знают.

В колонии много нерусских, и там проблема уже в написании. Некоторые вообще не учились или учились 20-30 лет назад. Я помню, что единственным исключением был осуждённый-авторитет с высшим образованием, и с ним я что-то обсуждал на уроке.

На одном из уроков литературы указал ученикам на ошибку в каком-то понятии, и весь урок они объясняли мне за слово «понятие». А как-то попросил их прочитать рассказ про животных за шестой-седьмой класс, где героями были петух (на жаргоне заключённых петух — пассивный гомосексуалист) и обезьяна (начинающий вор). До сих пор не знаю, как они восприняли этот текст, но точно в своём контексте.

Фото Алёны Кардаш, «Томский Обзор»

Есть огромная разница, как вести урок у 25-30 школьников и пяти-шести заключённых. Самый младший в классе тогда был моим ровесником (23 года), он не воспринимал меня всерьёз и указывал на неопытность.

Они повторяли: «Чему вы нас научите, если мы старше вас и у нас больше опыта, зачем нам школа?». Ещё ученики не понимали, зачем общаться со мной на «вы», когда могли на «ты». Они не обращались ко мне по имени отчеству, только «учитель».

Если в школе есть какое-то уважение к учителю, то в колонии понятие «уважение» воспринимается иначе.

На уроке невозможно переговорить пятерых здоровых мужчин, которые разговаривают басом, а это отличается от 20-30 кричащих школьников.

Я мог написать жалобу на них, после которой отправляют в карцер (специальная изолированная штрафная камера в колонии), но не делал этого.Чаще всего проводилась воспитательная беседа. Заключённые срывали мне уроки, если им неинтересно меня слушать.

[attention type=green]

Они приходили и ничего не делали, как дети, которые не хотят фокусироваться на чём-то одном. Включали телевизор и разговаривали друг с другом.

[/attention]

Посещаемость в школах очень низкая, заключённого заставляют и просят прийти на урок. В школу можно не ходить, главное – сдать все сочинения. В тот момент, когда я пришёл, поднималась проблема посещаемости, но каких-то улучшений не застал. На урок приходили пять человек из 15.

На конфликты с учениками я не шёл, принимал пассивную сторону, не вступал в идеологический спор и разговаривал с ними как с обычными людьми. Не все заключённые бешеные или агрессивные, как думают многие. Большинство осуждённых ведут себя как обычные люди.

Фото Алёны Кардаш, «Томский Обзор»

Мне становилось не по себе, когда ученики давили на меня. В колонии заключённые мощные манипуляторы. Если не выполнял их просьбы: положить деньги на счёт либо принести какую-то вещь, то они молчали весь урок или громко разговаривали.

За два месяца работы мне поступали три просьбы, причём от самых тихих учеников. Манипуляция выводит людей на эмоции, а затем делает с человеком всё, что захочет. И ученики этим пользовались.

Некоторые их высказывания я воспринимал всерьёз, сейчас смотрю на это по-другому.

Помогает ли школа заключённым

Первое — учитель ничего не изменит в жизни осуждённых. Я думаю, что у этих людей уже установленная позиция, вот они в Чечне воевали, потом выйдут из колонии и дальше пойдут воевать. Второе — можно найти людей, которые стремятся чему-то научиться, но для этого нужно иметь большой педагогический опыт.

Главное среди моих уроков — литература, на которой ученики высказываются, размышляют и говорят. Заключённым не хватает обычного общения, поэтому у них всегда много вопросов про устройство жизни вне колонии. Им необходимо говорить с человеком на равных и на отдалённые темы.

Учитель на уроке в колонии Фото Алёны Кардаш, «Томский Обзор»

Ученики любят смотреть телевизор. Я не читал им тексты, все художественные произведения транслировались на экране.

[attention type=yellow]

У меня это вызывало много возмущений, я не видел смысла своей подготовки к урокам, просто включал им телевизор и комментировал происходящее.

[/attention]

Старые фильмы осуждённые не любят смотреть, но им понравился советский фильм «Старший сын», который я постоянно показывал. Этот фильм их впечатлил больше, чем красочный и новый «Великий Гэтсби» с Леонардо Ди Каприо.

Они по-другому воспринимают Раскольникова (герой романа Достоевского «Преступление и наказание»). Если совершил преступление, то он должен понести за это наказание. Тут никаких мыслей и размышлений не будет, они даже в диалог не вступают на эту тему.

Так как урок длился 40 минут, ученики не успевали смотреть фильмы целиком. Если в общеобразовательной школе у 10 «А» математика, то весь класс идёт на математику, а заключённые идут смотреть фильм с другим классом. Некоторые ученики оставались три урока подряд у меня. Я не обращал на это внимание.

Проработав в трёх обычных школах, я понял, что в колонии лучшие условия труда, лучшее оборудование, хорошая зарплата и дружный коллектив. Платили мне около 15 тысяч рублей в месяц за 17 часов работы и один час ставки.

А через год после стимулирующих выплат (один из трёх элементов заработной платы работника, состоящий из доплат и надбавок, премий и иных выплат) зарплата увеличилась бы до 50 тысяч рублей.

Мой коллега, учитель математики из колонии, получал как раз 50 тысяч в месяц.

В обычной школе я зарабатывал 16-17 тысяч за 28 часов. Нагрузка большая: проверка домашних заданий, составление программы и объём работы.

А в колонии ничего не нужно проверять, это сокращает 60% свободного времени. В колонии классного руководства особо нет, основная задача – следить за посещаемостью и уточнять пропуски.

В школе же много бюрократии, контроль за учениками и проверка домашнего задания.

Чтобы что-то изменить в образовании колонии, нужно работать с целой системой. Я бы начал со взаимоотношений внутри школы, потому что вежливые формы никто не воспринимает.

[attention type=red]

Я как-то обратился к охраннику за помощью, но он меня проигнорировал: вежливая форма «извините, пожалуйста» там не работает. И к самому образованию в колонии мало кто стремится.

[/attention]

Нужно как в техникумах предоставлять осуждённым какую-то профессиональную направленность для их будущего трудоустройства.

Фото Алёны Кардаш, «Томский Обзор»

Эта работа оказала на меня сильное эмоциональное давление. В классе был небольшой журнал, где прописывались статьи, по которым отбывали наказание мои ученики.

Я не поверил, когда мне помог настроить компьютер приятный и спокойный человек, а это серийный маньяк, который убил восемь человек. У меня сразу поменялось восприятие, и я был в шоке.

В колонии есть правило, которое меня тоже удивило — нельзя занижать оценки авторитетам. Я не знаю с чем это связано, возможно, чтобы не испортить отношение с заключёнными.

В неформальной беседе с учениками кто-то рассказывал анекдот про маму, а потом осуждённый добавил и засмеялся: «Я так свою маму прибил». В этот момент я понял, что это не шутка.

Позже стал задумываться, насколько мне нужна эта работа, хочу ли я менять этих людей и преподавать.

Часть учительского коллектива работают там из-за высокой зарплаты, но меня вся эта ситуация могла вогнать в депрессию.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#образование #тюрьма #россия #лонгриды #истории #лигаавторов

Источник: https://tjournal.ru/stories/217468-stanovilos-ne-po-sebe-kogda-ucheniki-davili-na-menya-monolog-byvshego-uchitelya-kolonii-strogogo-rezhima

«Она силой оттащила меня от парня»: как учителя реагируют на отношения между учениками

У нас два класса вместе учатся, уроки по 35 минут! Моего сына иногда не замечают!

Кто не вспоминает с ностальгией или ужасом школьные дискотеки в честь 14 февраля? Кому-то повезло — его учителя были тактичными и понимающими, а кто-то почувствовал на себе их гнев и стремление лезть не в своё дело. Мы попросили наших стажёров Лизу Малютину и Катю Муратову записать истории школьников об отношениях и реакции на них учителей.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

История 1

Что думает взрослый человек, когда видит, как парень и девушка за руку выходят из одной кабинки туалета? Наверно, об этом же подумала наша учительница биологии, когда застала меня с моим уже бывшим молодым человеком в туалете на прогуле её же урока. Нам тогда влетело не за ситуацию, а за прогул, и мы наивно думали, что у педагога не возникнет мысли кому-то об этом рассказывать.

Но оказалось, что в учительском коллективе сплетничать любят чуть ли не сильнее, чем в детском. В течение выпускного года наша жизнь в стенах школы была невыносимой: при опоздании на урок кто-то из нас обязательно выслушивал лекцию о том, что мы опять зажимались в туалете. Считала дни до последнего звонка. Это низко.

А мы просто прогуливали ненавистный урок биологии и ничего больше!

История 2

До девятого класса в параллели со мной училась девочка, которая публиковала свои фотографии в белье из школьного туалета на страничках в социальных сетях. Об этом узнала классная руководительница, распечатала ей значение слова «проститутка» и вручила в школе. Конечно, та очень обиделась, но судя по её инстаграму, ничего для себя так и не вынесла.

История 3

Наша учительница географии, очень строгая и требовательная, была, по-моему, просто душкой в вопросах взаимоотношений между школьниками. Она отменно шутила, а по праздникам была единственным педагогом, который посвящал несколько минут урока, чтобы нас поздравить.

На 23 Февраля и 8 Марта она всегда начинала урок с рассуждений о том, как важно, чтобы сильные мужчины и нежные женщины любили, находили и поддерживали друг друга. Она рассказывала, что считает очень важным разговаривать с детьми об отношениях. Если у неё в классе появлялась парочка, она обязательно приглашала ребят на тихий тайный разговор в свой кабинет.

Мне кажется, что это очень мило и важно, потому что так классная руководительница становилась второй мамой, а класс — семьёй, в котором все друг другу доверяют.

История 4

У меня есть друг, одноклассник, мы с ним всегда сидим за одной партой. Наши учителя постоянно нас шипперят («шипперить» — представлять/создавать романтические отношение между людьми или героями фильмов, книг — прим. ред.).

Но мне повезло, потому что и учителя, и администрация шутят про нас только по-доброму, без негатива. Например, учительница английского, когда моего друга нет, постоянно спрашивает: «Ну что, где твой кавалер?».

Но вот недавно она пересадила меня на другой ряд, потому что мы слишком много болтали.

История 5

Никогда, слышите, никогда не встречайтесь с детьми ваших учителей. И не расставайтесь с ними в преддверии итогового выставления оценок!!! Иначе в вашем аттестате на фоне хороших оценок будет красоваться тройка по предмету их многоуважаемой мамы. Я любила математику. Пока не начала встречаться с сыном моей учительницы.

Сначала мне показалось, что это я перестала понимать темы, но после разговора с репетитором выяснилось, что у меня с пониманием предмета всё хорошо. Тут пришло понимание, что изменилось отношение педагога ко мне. Мы расстались не из-за этого, а просто, «не сошлись характерами». Зато тройка по математике в аттестате заняла своё почётное место.

Но потом я сдала профильный экзамен на «отлично». Надеюсь, что учителю стыдно.

История 6

Наш биолог, к слову, очень неприятный одинокий мужчина средних лет, в каждом классе выбирал себе несколько жертв: каждый урок они подвергались неловким расспросам и противным шуткам. Поводом становились личные качества учеников: их рост, вес, оценки, увлечения, их уровень знаний или развития (по его мнению).

Например, у одной девочки он как-то спросил: «Вот вы хотите поступать в вуз, а вы знаете, что такое вуз для девочки?». Та, конечно, расшифровала ему аббревиатуру как высшее учебное заведение. На это он с мерзкой ухмылкой ответил, что для неё это «выйти удачно замуж».

А когда на уроке вдруг заходил вопрос о размножении, он всегда обращался к самым красивым и популярным девочкам в школе, как бы намекая на их постоянное общение с мальчиками.

История 7

Для наших педагогов тема первой любви — главный предмет обсуждения на уроках и в учительских. Порой мне кажется, что у них невероятно скучная жизнь, ведь какой состоявшийся взрослый человек будет говорить об этом? Однажды я обняла своего парня в пролёте между лестницами очень не вовремя.

Мимо проходила набожная учительница, и, увидев это, быстро подошла и начала кричать на нас: «Нельзя в школе касаться друг друга, и вообще это разврат сплошной!». Она силой оттащила меня от парня. Более того, я не раз была объектом сплетен и обсуждений, а слухи походили на сломанный телефон. Говорили мерзкие, аморальные вещи, совершенно несопоставимые с реальностью.

Казалось бы, только у подростков такие темы в голове, но не тут-то было.

История 8

На курсах по литературе в группе из 11 человек у нас был всего один мальчик, чего, собственно, и следовало ожидать. Он был уже выпускником колледжа, переехавшим из другого города в Москву. В литературе разбирался слабо, поэтому пересел ко мне.

Наша преподавательница постоянно шутила на тему того, что он чей-то кавалер, задавала неловкие вопросы о любви, мол: «Мог бы ты насильно полюбить свою соседку или ещё кого-нибудь из девочек?».

[attention type=green]

Спустя какое-то время ему пришлось перестать посещать занятия, но учительница до сих пор спрашивает у меня, как он поживает, думая, что мы общаемся. Вся эта история не очень-то раздражающая, а иногда очень даже смешная, но неловкая.

[/attention]

Кроме того, я иногда сгорала со стыда от её вопросов, потому что вообще-то у меня был молодой человек, но не могла же я ей об этом заявить!

История 9

Прежде чем начать встречаться с человеком из вашей школы, подумайте о том, что будет, когда вы расстанетесь. Я вот не подумала и весь оставшийся год сходила с ума от постоянных вопросов учителей «А где *****?», «Может, позвонишь ему?», «Передай ему его тетрадь».

Мы и расстались из-за того, потому что в школе постоянно слышали советы о том, как лучше всего себя вести, тучу комментариев о том, что отношения не должны мешать учёбе. Мы не прошли проверку на прочность.

Весь оставшийся учебный год я плакала в школьных туалетах, а потом подходила и с гордым лицом отдавала ему тетрадку по просьбе учителей.

История 10

Эта история произошла с примерной девочкой из лучшего, образцового класса нашей школы. В 7 классе все узнали, что у неё отношения с главным местным хулиганом — мальчиком из семьи алкоголиков.

После того, как всем стало известно об их близости, учителя начали настойчиво наседать на девушку на уроках и в перерывах между ними, постоянно рассказывали ей о неправильности выбора и глупости этого парня.

До окончания их отношений персонал школы продолжал регулярно озвучивать девочке свои мысли на эту тему.

История 11

Обычно у нас в лицее, где я училась с 8 по 10 класс, всё ограничивалось косыми взглядами со стороны учителей. Хотя была такая история, когда девчонка сидела у парня на коленях, а мимо прошёл кто-то из администрации школы. И началось: «Как так можно? Что за порнографию вы тут устроили?».

Это, скорее, исключение, чем правило, потому что свои отношения в школе в основном никто не показывал. А вот в школе, где я училась в 11 классе, была парочка, о которой все знали, потому что они постоянно обнимались на перемене.

Учителя там, наоборот, хорошо к ним относились и поощряли их отношения.

История 12

Моя учительница немецкого языка, которую я просто обожала, в девятом классе увидела, как мой молодой человек забирал меня из школы. Мы вместе с ним шли по переходу, как-то дурачились, бегали друг за дружкой, не давали прохода, ну и так далее. Я сразу же забыла, что она прошла мимо нас.

Но через пару дней, перед уроком, она отвела меня в сторону и сказала, чтобы я подумала, достоин ли это парень меня. По её мнению, я заслуживала самого лучшего. Конечно, я понимала, что она сказала это, потому что очень любила меня.

Но одновременно мне стало как-то обидно и неловко, что она сделала выводы о моём молодом человеке по одной сцене дурачества на улице.

Иллюстрация: Shutterstock (Alexandra Dikaia)

Источник: https://mel.fm/shkola/4392685-school_love

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками – Психологос

У нас два класса вместе учатся, уроки по 35 минут! Моего сына иногда не замечают!

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе.

Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками.

В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу.

​​​​​​​Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

1. Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей.

Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками.

Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

2. Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет.

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими.

Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М.

Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими).

[attention type=yellow]

Иногда родители бывают правы – в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

[/attention]

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя.

Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику.

Преследователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят.

Естественно, такой пример «разрешения» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила «разбираться» с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

3. Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: «Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам.

Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми». Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то».

[attention type=red]

Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы.

[/attention]

Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик – куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу.

Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости. В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 “Б”».

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме.

Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации.

[attention type=green]

Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» – или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

[/attention]

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой.

Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками.

Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.

Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание!

Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают – немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками – не отправляйте его в школу.

Разбираться с обидчиками – не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит – они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс.

Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Что делать, если ребенка отвергают

По моим наблюдениям, отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок.

Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции.

Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д. См. →

Как помочь ребенку в выборе друзей​​​​​​​

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

См. →

Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)

Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100.

Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kak-pomoch-rebenku-naladit-vzaimootnosheniya-s-odnoklassnikami

Дочка заканчивает 2-й класс…Ошибки. Трудности. Успехи. Мои размышления

У нас два класса вместе учатся, уроки по 35 минут! Моего сына иногда не замечают!

В течение всего периода учебы дочки (1 и 2 класс) я анализировала трудности и успехи и решила поделиться ими с вами.
Надеюсь, мои размышления вам пригодятся:)

Была ли у нас подготовка к школе? Да, в садике у детей был учебный класс, они проходили математику и русский в игровом варианте. К концу детского сада моя Анечка знала все буквы, читала простые слова и предложения, решала задачки и примеры в пределах десятка, училась выводить буквы на письме.

Все это нам хорошо пригодилось в 1 классе. Наш класс был очень разноуровневым: сильные и слабые ученики составляли примерно 50% на 50%.

К концу 1 класса прослеживалось деление на отличников, середнячков и двоечников. Хотя в 1 классе отметок не ставили, но учительница подробно рассказывала каждому родителю об их детях, что получается, а что — нет.

Мы были между первой и второй группой, 1 класс дочка закончила на отлично.

С 1 класса я заметила, что Ане больше всего нравится математика, а вот к русскому языку она относится с прохладцей.

Какие были трудности:

По русскому языку:

  • Путала похожие буквы.
  • Пропускала буквы в самых неожиданных местах.
  • Писала слова так, как она их слышала.

По чтению: длинные слова читала легко, а на коротких спотыкалась.

К слову, в первом классе читать она не любила, зато слушать обожала (типичный аудиал). Мы с ней прочли/прослушали много детских книг, постоянно бегали в библиотеку и просили новые книжки

Источник: https://detpsycholog.ru/dochka-zakanchivaet-2-j-klass-oshibki-trudnosti-uspexi-moi-razmyshleniya/

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: