Признание естественного права

О чем гласит теория естественного права?

Признание естественного права

Философские труды систематизируют имеющиеся знания человека об окружающем мире, поясняют ряд процессов, происходящих в обществе, оказывают определенное влияние на сознание социума.

Выраженное в форме мнения исследователя, концепция может служить рекомендацией, которая основана на выявленных фактах, а также пособием при использовании ее в различных социальных проектах.

Теория естественного права является общепризнанным учением, положения которой описывают права, имеющиеся у человека с момента появления на свет, и присутствующих в течение всей жизни.

Представление о доктрине

Теория об естественном праве представляет собой научный труд, который широко используется в институтах философии права и юриспруденции.

В результате многочисленных исследований, проводившихся учеными, начиная с античных времен, данная доктрина формировалась с убеждением, что у каждого человека существует определенный список прав, которые относятся к постоянным, и не зависят от социальных факторов.

Этот список может изменяться в разных временных промежутках.

К естественным он относит такие понятия, которые характеризуют следующие права:

  • на жизнь (рождение и существование);
  • свободное распоряжение своей личностью (выбор профессии, учеба или работа);
  • проживание на любой выбранной территории (город, сельская местность);
  • защита уполномоченных органов (в древних временах – покровительство правителей);
  • неприкосновенность жизни и жилища (любое насилие над человеком – нарушение его прав).

В современном мире к вышеперечисленным естественным правам, помимо прав на жизнь, продолжение рода, свободу и личностное достоинство, отнесены понятия, которые определяют политическое и социально-экономическое существование человека в социуме.

Это такие права, как:

  • равенство всех людей перед законом и судебными органами;
  • труд и достойная зарплата;
  • объединение и участие в партиях;
  • забота об охране здоровья;
  • безопасная окружающая среда;
  • свобода и достоинство личности;
  • право нации на определение собственной судьбы;
  • участие в принятии конституционных положений.

В разработке доктрины участвовали такие научные умы, как Платон, Аристотель, Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Локк, Шарль де Монтескье, Т. Гоббс, Жан-Жак Руссо, B.C. Нерсесянц, А.Б. Венгеров, Ю.И. Гревцов, К.Б. Толкачев, Е.А. Лукашева, М.Н. Малеина.

Все они связывали естественное право с идеей гуманизма, и считали человека – высшим творением природы, имеющей Божественное происхождение. Теория имеет античные корни, развивалась в Средневековье, и подтвердила свое значение в Новом времени. Естественные права в РФ получили государственную поддержку, и включены в Конституцию.

Основные постулаты теории

Представленная концепция четко разводит 2 понятия – закон и право.

Каждый индивид имеет определенный набор прав, указывающий на объективный порядок принятых моральных ценностей, сознание и справедливость, и зависит от социальных норм и положений, которые устанавливает государство.

Законодатель обязан стремиться к соблюдению естественных прав, так как они определяют нормальное существование социума, и служат профилактикой против народного возмущения в виде восстаний, если права попираются.

Основными постулатами теории являются следующие положения:

  1. Неписанное право дано человеку от рождения (от Бога), оно выражает социальные возможности и потребности человека, и не может быть отчуждаемым.
  2. Естественные права относят к позитивному (писаному) праву, они основываются только на справедливости.
  3. Определение ядра законодательства – свобода и равенство. Мораль и право имеют здесь ведущую роль.

Реализация разрешений, основанная на особенностях естественных прав, постоянно присутствует в социуме:

  • осуществление их без правоприменительного акта;
  • равность субъектов;
  • объективность и честность.

Концепция в настоящий момент имеет 2 основных направления:

  1. Неотомистское. Базируется на учении монаха-философа Фомы Аквинского. Здесь теория считает, что источником естественного закона и права является Бог. Такой точки зрения придерживались также И. Месснер, Ж. Маритен, а также В. Катраин.
  2. Светское. В данном направлении указано, что естественные права зависят от природы индивида, и соответствуют писаному праву, опирающемуся на справедливость и равенство. Представителями данного направления являются М.И. Ковалев, И.Л. Пеструхин, В.А. Кучинский. и др.

Право на жизнь является одним из главных естественных человеческих прав, регламентируемых ст. 19 Конституции РФ и международными документами.

Наряду с данным правом, фундаментальными являются также свобода, личностное достоинство и неприкосновенность, которые считаются главными ценностями существования человека.

Жизнь является не только биологическим существованием, но и процессом социальной деятельности.

Значение доктрины

Данная теория является основой для правотворчества, основанного на принципе справедливости, и полностью раскрывает социальные понятия, использующиеся во всех сферах жизни человека, включая политическую и экономическую составляющие. Естественно-правовые учения входят в основу новых теорий по образованию социального государства и демократии, пропагандирующих плюрализм.

Доктрина имеет большое значение для правоведения, так как, наряду с правом на жизнь, она полностью раскрыла такие понятия, как:

  • свобода – все виды деятельности, поведения, убеждения, исходящие из личных интересов потребностей, в пределах установленных правовых норм;
  • достоинство – уважение чести и личного пространства индивида, за нарушение которого может наступить юридическая ответственность;
  • неприкосновенность – нельзя посягать на человека (его жизнь, тело, жилье, личные вещи).

Теория четко убеждает, что права и свободы человека считаются нерушимыми, и определяет политические права индивида:

  • установление формы правления, основных законов;
  • активное участие в выборах и государственной политической жизни;
  • объединение в союзы и партии;
  • свобода слова, участие в дискуссиях;
  • равенство перед законом и судебными органами.

К социальным правам, на основе естественных, помимо права на труд и достойной заработной платы, отнесены также:

  • возможность объединения в профсоюзы для защиты своих трудовых прав;
  • социальное обеспечение при безработице, старости или длительной болезни;
  • шанс стать совладельцем предприятия или принимать участие в его управлении.

Сторонники теории считают, что реализация прав ведет к установлению христианской демократии в созданном обществом светском государстве, так как разделены понятия права и закона, отождествляемые с моралью, провозглашены нравственные ценности и принятие тех благ, которые даны человеку с момента рождения.

Главным недостатком теории считают «недоработанность» определений справедливости и правосознания. Данные понятия воспринимаются разными индивидами по-разному, и представление о них различается.

То, что приемлемо для одного лица – недопустимо для другого.

Но, несмотря на это, базовая основа писаного права оказала и оказывает положительное влияние на формирование основ существования личности в современном социуме, и определяет ведущую роль права в государственном управлении.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/o-chem-glasit-teoriya-estestvennogo-prava/

Теория естественного права — основные плюсы и минусы

Признание естественного права

Вопрос о возникновении у человека прав, наличие у него «права на право», беспокоит умы с незапамятных времен. Обосновать человеческие полномочия, требования и претензии пытались философы еще до нашей эры. Естественным происхождением прав оправдывали все, даже факт наличия рабства и превосходство одного народа над другим.

Суть теории естественных прав

Теория естественного права заключается в том, что наличие у человеческого существа прав на жизнь, свободу личности и имущество признается врожденными.

Эти качества неотъемлемы от самой человеческой сущности, поэтому субъект не может быть их лишен насильственно.

И поскольку права имеют все, каждый индивидуум, то действует правило равенства «право одного заканчивается там, где начинается право другого».

Теория врожденности основополагающих человеческих прав получила свое развитие с приходом христианства. В такое версии источником наделения человеческого существа правами выступал господь бог, причем права эти соответствовали библии. Женщина признавалась низшим существом, а сама природа человеческая- греховной, требующей раскаяния и исправления.

[attention type=yellow]

Особую значимость теория естественного права приобрела в средневековой Англии, на ее основе сложилась правовая система страны и действует до настоящего времени. Человеческая природа при этом рассматривалась как изначально негативная, разрушительная (Гоббс) либо положительная созидательная (Локк).

[/attention]

Французская революция использовала теорию естественных прав в обосновании Декларации прав и свобод. В такой трактовке естественные врожденные права были обоснованием права позитивного, нормативно-правовых норм.

Положительные стороны теории естественного права

Теория естественных прав, ее наличие и развитие имеет ряд позитивных сторон:

  • Именно теория естественного права стала основой правового государства. Большинство современных Конституций демократических государств закрепляют за гражданами естественные права. При этом признание факта врожденности означает отсутствие необходимости их доказывать и обосновывать.
  • Естественные права противопоставляются правам писанным, установленным человеческими организациями (парламентами). Позитивное право устанавливает конкретные права и обязательства граждан, а также предусматривает ответственность за их нарушение либо несоблюдение. При этом верховенство над позитивными нормами имеет именно Конституция, с основными естественными правами, а Конституционный суд признается наивысшим.
  • Теория естественного права стала обоснованием для создания демократического государства. Речь идет о теории договорного права. Индивидуум, обладающий комплексом естественных прав, часть из них передает государственным органам. Он платит налоги для содержания государственного аппарата, соответственно требуя защиты своих прав. Такое делегирование подразумевает выборность органов власти и наличие аппарата принуждения. При этом соблюдается главный принцип естественных прав – равенство всех граждан и разумность пользования правами и полномочиями.
  • Теория естественного права как принцип равенства и справедливости легла в основу судебной системы прецедентного права (английского). Суд рассматривает каждое дело индивидуально и принимает решение исходя из жизненной ситуации. При этом аналогичные ситуации разрешаются одинаково, по справедливости.
  • Теория естественных прав легла в основу права на самооборону, необходимую оборону и крайнюю необходимость. Суть этих юридических терминов сводится к тому, что человек имеет право защищать себя сам, доступными адекватными способами, в том числе с применением оружия. Он может также защищать свое жилье, семью, имущество и других граждан от противоправных деяний.

Важным является субъективный фактор, то есть видение ситуации индивидуумом. Например, можно применять оружие против группы нападающих лиц, не имеющих оружия. Либо с оружием защищать свое жилье от незаконного проникновения посторонних субъектов.

Отрицательные стороны теории естественного права

Негативные стороны теории естественного права:

  • Теория естественных прав не имеет четкого объективного выражения. Различные деятели, ученые и философы по-разному трактуют как источник происхождения естественных прав, так и их перечень. Эти понятия со временем менялись и являются предметом дискуссии в наше время. Сами права объединяет одно свойство – неотъемлемость от личности. Размытость естественных прав в противовес правам позитивным (писаным) приводит к возможности злоупотребления ними. Например, конституционно закреплено право на жизнь. Возникает спор в обществе о том, есть ли права на смерть у человека. Не только право на самоубийство, на аборт, но и на эвтаназию. Не прекращается обсуждение прав сексуальных. Патологические сексуальные наклонности в различных государствах вызывают различное отношение. Здесь естественным сексуальным правам противопоставляются нормы морали: обнаженные в интернете, гомосексуализм, садомазохизм, легализация проституции. Аргументация представителей о том, что они таковы от рождения и никому не вредят, соответствует теории естественных прав, но противоречит нормам морали.
  • Естественными правами аргументируют свое существование авторитарные (фашистские) режимы. Превосходство одной нации или расы (в США – отношение к чернокожим) преподносится как свойство изначально установленное. Равенство и справедливость здесь возможны лишь между личностями идентичными. Такие вспышки авторитарности берут свое начало еще со времен экспансии Рима до н.э. Разграничение прав граждан и неграждан, проживающих в одном государстве, широко распространено в современных исламских государствах (Катар, ОАЭ).

Таким образом, теория естественного права не потеряла актуальность в нашем обществе и является серьезным аргументом в правовых дискуссиях

Источник: https://plusiminusi.ru/teoriya-estestvennogo-prava-osnovnye-plyusy-i-minusy/

Теория естественного права о сущности и природе права

Признание естественного права

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Сторонники этой теории полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Их никто – ни общество, ни государство – человеку не даруют, они – эти права – являются условиями существования человека и его жизнедеятельности.

Среди них – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следовательно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.

Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав.

Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства, классовых и иных социальных структур, потребностей общества и самою права как объективного результата развития регулятивной системы, появляющегося па определенном этапе.

Тем самым она уходила от изучения и объяснения объективных процессов возникновения суммы прав у каждого человека, в ее абстрактное признание.

Вместе с тем эта теория несла в себе социальный заряд большой мощности, т.к. позволяла с позиций справедливости, гуманизма, либерального демократизма, просто разумности оценивать и, соответственно, критиковать действующее право, если последнее становилось тормозом общественного развития, преградой к благоденствию общества.

Главные идеи теории естественного права:

    1. Разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, “естественное” право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного.
    2. Право по существу отождествляется с моралью. Такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы.
    3. Источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой “человеческой природе”, права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства теории естественного права:

    • сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е.

      с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.

      ;

    • провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки теории естественного права:

    • данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;
    • такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/teoriya-estestvennogo-prava-o-suschnosti-i-prirode-prava

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: