Приведите примеры пробелов в законодательстве

Пробелы в праве: понятие, виды. Институт аналогии в праве

Приведите примеры пробелов в законодательстве

Ни одно, даже самое совершенное законодательство не может заранее предусмотреть все те нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования, поскольку жизнь неизмеримо богаче, многообразнее, чем любые юридические нормы. Именно поэтому нигде в мире никогда не было и нет беспробельного, идеального права, адекватно отражающего действительность. Пробелы в законодательстве нежелательны, однако объективно они возможны и неизбежны.

Более того, по мнению, например, В.В. Лазарева, пробелы даже в какой-то мере полезны, ибо они позволяют суду разрешать уникальные, редкие дела исходя из своих представлений о справедливости. 

Пробел в праве – отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай; это состояние неурегулированности правом конкретной ситуации, общественного отношения. Случай есть, а нормы нет. В любом случае пробел в праве открывает возможность своеволия, личного усмотрения чиновника.

Иными словами, речь идет о неполноте, отставании законодательства. Отсюда – необходимость его дополнения, развития, совершенствования.

Виды пробелов в праве:

    1. первоначальные (“недосмотр законодателя”) и последующие, когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения;
    2. реальные (существут объективно) и мнимые (когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению).

Причины пробелов в праве:

    • относительная “консервативность” права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;
    • несовершенство законов и юридической техники;
    • бесконечное разнообразие реальной жизни;
    • появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

Имеет значение и то, что, как сказано выше, право опосредует не все взаимоотношения между людьми, а только наиболее принципиальные, но с течением времени одни факты могут выпадать из сферы его действия, другие, напротив, включаться в нее.

На гранях соприкосновения правовой и неправовой сфер могут возникать “щели”, нестыковки, пробелы.

Пути  устранения и преодоления пробелов в праве:

    1. принятие новой нормы (устранение);
    2. применение правовой аналогии (преодоление или восполнение).

Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель – восполняет или преодолевает.

Аналогия закона и аналогия права

Термин “аналогия” в переводе с латинского означает сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений.

Задача аналогии:

    • разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации.

В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково.

При этом обязательным условием является то, чтобы случай, подлежащий разрешению, непременно входил в круг регулируемых правом отношений, иными словами, находился в пределах юридического поля.

К моральным отношениям аналогия права неприменима.

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов:

    1. аналогия закона (отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта);
    2. аналогия права (когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).

Институт правовой аналогии в ее двух видах закреплен в ст. 6 ГК РФ которая гласит: “В случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст.

2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости”.

[attention type=yellow]

В научной литературе выделяется еще субсидарная, или дополнительная, аналогия. Субсидарной называется такая аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.).

[/attention]

Замечание: отсутствие институт аналогии в уголовном праве

Институт аналогии не действует в уголовном праве, хотя пробелы в нем тоже возникают, но они устраняются законодательным путем.

Аналогия в уголовном праве не применяется потому, что оно исходит из основополагающей идеи: нет преступления без указания на то в законе.

Преступлением может быть признано только такое деяние, которое прямо предусмотрено УК, и следовательно, уголовная ответственность может наступить только за заранее предусмотренное действие. Эта идея признана всеми демократическими правовыми системами и направлена на защиту свободы личности. Во всех остальных отраслях права аналогия так или иначе используется.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/probeli-v-prave-ponyatie-vidi-institut-analogii-v-prave

Пробелы в праве и способы их восполнения. Теория права и государства

Приведите примеры пробелов в законодательстве

В этой статье мы рассмотрим пробелы в праве и способы их восполнения. Вы узнаете, какие виды пробелов существуют, а также в каких случаях можно использовать те или иные способы их устранения. Это важные темы, которые необходимо знать в первую очередь юристам и политикам.

Государство с помощью своей власти обеспечивает жизнедеятельность того или иного общества, а право нужно ему для осуществления нормативного регулирования. Изначально право призвано быть умиротворяющим и стабилизирующим фактором. Необходимо помнить о том, что в нем заложены принципы справедливости и свободы.

Право – явление весьма многогранное и сложное. От его правильного понимания зависит многое: правопорядок в обществе, отношение людей к государству и исходящим от него предписаниям, уровень правовой культуры в целом. Все это делает его изучение актуальным не только для юристов.

Правовое регулирование

Рассмотрим понятие правового регулирования. Это упорядочение различных общественных отношений, их охрана и развитие, юридическое закрепление, которое государство осуществляет с помощью правовых средств. Выделим основные его признаки.

Признаки правового регулирования

  1. Оно является разновидностью регулирования социального.
  2. С его помощью в определенную правовую форму, изначально имеющую государственно-властный характер, облекаются отношения между субъектами.

    Другими словами, государство в юридических нормах указывает меру должного и возможного поведения.

  3. Понятие правового регулирования носит конкретный характер.

    Ведь оно всегда связано с теми или иными реальными отношениями.

Юридическое право

Необходимо уточнить еще два понятия, прежде чем перейти непосредственно к теме. Юридическое право представляет собой меру возможного поведения его носителя, определенную законом. Синонимом его является субъективное право. Его следует отличать от объективного, которое является сложной системой социальных норм и социальным регулятором.

Юридическое право предполагает наличие субъекта, к которому оно относится. Это лицо, являющееся обладателем сферы власти и свободы, которые составляют его содержание. Субъективное право – это, например, право на какие-либо действия или на что-либо (на образование, на труд и др.).

При этом оно закрепляется в нормах, совокупность которых является объективным правом.

Объективное право

Оно, в отличие от субъективного, от воли конкретного субъекта практически не зависит. Объективное право формируется постепенно и является регулятором отношений в обществе.

В течение всей жизни люди вступают в различные отношения для удовлетворения своих потребностей – в трудовой деятельности, в создании семьи, в услугах и товарах и др. Со временем в соответствии с этим формируются нормы, определенные устоявшиеся правила поведения.

Например, закрепляются права гражданина РФ, устанавливается степень наказания за их нарушение. Появляются различные кодексы, конституция, нормативно-правовые акты, то есть система законодательства в целом.

Перейдем теперь непосредственно к теме и расскажем о том, какие существуют пробелы в праве и способы их восполнения. Прежде всего, необходимо определиться с ключевым понятием.

Что такое пробел в праве?

Он возникает тогда, когда в отношении тех или иных фактических обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования, отсутствует определенное нормативное предписание. Понятие пробела в праве имеет своей основой неполноту юридической базы использования права.

Отметим, что и случаи полного неурегулирования отношений также можно считать пробелами. Однако эти явления имеют иное качество, нежели неполнота в существующих нормативных актах. С помощью правотворческой деятельности осуществляется восполнение подобных “полных пробелов”.

Этим занимаются соответствующие государственные органы.

Рассмотрим теперь виды пробелов в праве. Среди них выделяются мнимые и действительные. Вторые имеют место тогда, когда какая-то часть нормы права или вся она отсутствует в том случае, если для такого отношения предусмотрено правовое регулирование.

Действительный пробел присутствует тогда, когда можно с очевидностью констатировать, что тот или иной вопрос подлежит регулированию, должен решаться именно юридическими средствами.

Однако какое-то конкретное его решение либо решение какой-либо части предусмотрено не полностью или не предусмотрено вовсе.

Мнимый пробел имеет место тогда, когда какая-либо сфера общественных отношений или определенный вопрос не регулируются, хотя, по мнению определенной группы лиц или одного лица, они должны непременно решаться юридическими средствами. Возможно, законодатель в этом случае не считает, что их следует решать правовым путем.

Первоначальная и последующая пробельность

С точки зрения причин появления в законодательстве пробельности она может быть как последующей, так и первоначальной. Первоначальная отмечается тогда, когда требующие урегулирования обстоятельства уже существовали, однако законодатель по той или иной причине упустил их, из-за чего они оказались не охваченными правовыми актами.

Пробельность последующая – следствие возникновения новых отношений в предмете регулирования. Она отмечается в результате того, что соответствующая социальная сфера развивается.

Таким образом, образование такого рода пробелов в каком-то смысле – закономерное явление, несмотря на то что в таких ситуациях должно проявлять себя в полной мере правовое прогнозирование.

Способы восполнения пробелов права

Пробелы, как и случаи полной неурегулированности, в принципе должны быть устранены по мере обнаружения законодателем.

Однако в силу того, что право носит системный характер, а его элементы тесно взаимосвязаны, пробел можно восполнить в процессе правоприменения. В юриспруденции традиционно выделяют 2 способа, с помощью которых можно восполнить его.

Речь идет об аналогии права и аналогии закона. Некоторые авторы отмечают еще один способ, называемый субсидиарным применением права. Вкратце расскажем о каждом из них.

Аналогия закона

Аналогия закона (вернее было бы говорить об аналогии нормы права) предполагает соблюдение следующих условий:

  • отсутствие соответствующей юридической нормы, которую можно было бы назвать адекватной;
  • наличие общей урегулированности правом данного конкретного случая;
  • существование в законе аналогичной нормы, то есть такой, в гипотезе которой имеются обстоятельства, подобные тем, с которыми правоприменителю пришлось столкнуться.

Задействовать диспозицию аналогии этого вида позволяет именно сходство юридических фактов.

Применение ее в сфере предпринимательских и гражданских отношений, защиты различных нематериальных благ, например неотчуждаемых свобод и прав человека, предусмотрено существующим законодательством.

Однако в уголовной сфере такая аналогия недопустима. В данном случае деятельность законодательства выступает единственным способом, с помощью которого возможно устранить пробелы в праве.

Примеры можно привести многочисленные. В частности преступлением следует считать лишь такое деяние, за которое уголовная ответственность предусмотрена законом. Однако на практике в нашей стране, как и в других, к сожалению, к ней привлекают иногда и по аналогии.

Безусловно, это нарушает права гражданина РФ. Например, в свое время, когда в Уголовном кодексе РФ не было статьи об ответственности, предусмотренной за угон автотранспорта, лиц, которые совершили это деяние, привлекали за хулиганство в том случае, если у них не было цели присвоения чужого имущества.

Существовали и многие другие пробелы в праве, примеры которых не менее интересны.

В частности совсем недавно, когда в УК отсутствовала статья, предусматривающая наказание за похищение людей, действия осуществивших его рассматривались как незаконное лишение свободы человека, то есть по статьям сходным, близким, имевшимся в Уголовном кодексе РФ.

Аналогия права

Аналогия права – менее точный способ решения юридического дела. Для ее действия необходимы следующие условия:

  • отсутствие какой бы то ни было аналогичной нормы;
  • отсутствие юридической нормы (конечно же, речь идет об адекватной);
  • наличие общей урегулированности правом данного конкретного случая.

В этой ситуации, как считается, правоприменителю следует исходить в решении дела из общих начал, а также из смысла законодательства. Это означает на практике использование различных принципов (принципов институтов, отраслевых, межотраслевых, общих).

Они закреплены в праве и отражают закономерности механизма и предмета правового регулирования. Ошибкой в этом случае будет использование аналогии права, если при этом существует аналогичная норма.

Так же неверным будет использование при наличии адекватной нормы аналогичной.

Субсидиарное применение права

Продолжим рассматривать пробелы в праве и способы их восполнения. Расскажем теперь о субсидиарном применении права (от латинского слова subsidium, означающего “поддержка”, “помощь”).

Это тоже аналогия закона (правовой нормы), однако не любой, а принадлежащей родственной отрасли. Например, это возможно между нормами семейного и гражданского, финансового и административного права.

Ясно, что не имеет смысла субсидиарное применение, если в той же отрасли имеется аналогичная норма.

В каких случаях нельзя использовать аналогию

Следует отметить, что восполнять проблемы в праве путем аналогии можно только в том случае, если это разрешено законом. Недопустимо осуществлять подобное в административном и уголовном праве.

Это связано с тем, что у должностных лиц представления о “несходстве” или “сходстве” могут быть различны. Следовательно, выводы, к которым на основе тех или иных принципов права они приходят, могут значительно различаться.

[attention type=red]

Из-за этого создается опасность произвола и беззакония. Может осуществиться грубое нарушение прав.

[/attention]

Следовательно, привлечение к административной или уголовной ответственности по аналогии неприемлемо. Нормальным исходом дела с точки зрения укрепления законности будет его прекращение в том случае, если выяснится, что совершенные привлекаемым действия – это не нарушение прав, то есть подзаконного акта или предписаний закона.

Когда аналогия уместна

В гражданском и гражданско-процессуальном праве этот вопрос решается иначе.

В шестой статье ГК РФ мы находим положение, согласно которому, в случаях, когда соглашением сторон или законодательством не урегулированы прямо соответствующие отношения, а также отсутствует обычай делового оборота, применимый к ним, используется гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения.

Правотворчество

Следует стремиться к тому, чтобы в ходе правоприменения пробелов было как можно меньше. Как же добиться этого? Устранение пробелов в праве наиболее эффективно путем своевременного правотворчества, то есть оперативного принятия необходимого закона или другого правового акта.

В жизни, к сожалению, это возможно не всегда. Дело в том, что принятие нового закона или нормативного акта занимает определенное время, требует специальных процедур, затрат и др. Поэтому аналогия права и аналогия закона остаются пока что важнейшими способами, с помощью которых осуществляется преодоление пробелов в праве. В определенных критических случаях прибегают именно к ним.

Итак, мы описали основные пробелы в праве и способы их восполнения. Надеемся, представленная информация будет вам полезна.

Источник: https://FB.ru/article/216044/probelyi-v-prave-i-sposobyi-ih-vospolneniya-teoriya-prava-i-gosudarstva

Пробелы в законодательстве

Приведите примеры пробелов в законодательстве
an_babushkinМосква, Комитет за гражданские права,
2 октября 2019 года

Рекомендации круглого стола «Проблема пробелов в законодательстве, как фактор нарушения прав человека».

Пробел законодательства – ситуация, когда существуют устойчивые правоотношения, которые не регулируются правовыми нормами, что нарушает права участников правоотношений, либо существует группа населения, реализация прав которых возможно только при наличии специальной нормы права, которая в законодательстве отсутствует.  

Участниками круглого стола выявлены следующие пробелы в законодательстве.

В Уголовном Кодексе РФ, в отличие от УК РСФСР отсутствует такой актуальный для нашей страны состав преступления, как мародерство – хищение имущества пострадавшего при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.

Жилищное законодательство страны и субъектов Федерации не предусматривает  механизмов постановки на учет для предоставления жилья людей, не имеющих постоянного места жительства. Если человек вынужден жить на улице или проживает в гостинице, гарантии, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, согласно которой право на жилище имеет каждый, для него исчезают.

До настоящего времени не принят закон об этнографической экспертизе, который устанавливает учет интересов коренных народов  России при хозяйственном освоении их земель недропользователями и другими природопользователями.

Нормами КАС РФ, КоАП РФ и ГПК РФ о доставке юридически значимых сообщений и документов создан пробел с информированием о юридически значимых действиях лиц, проживающих не по месту регистрации по месту жительства, что не позволяет субъектам гражданско-правовых и административных правоотношений принять участие в суде, рассмотрении дела в административном порядке, подать жалобу и т.д.   

Согласно 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» из сферы регулирования данного закона в части осуществления общественного контроля изъяты вопросы общественного контроля за судами, следствием, однако предусмотренные нормой ст. 2 данного закона профильные законы так и не приняты.

УПК РФ и ГПК РФ не предусматривают преюдициальное значение обстоятельства,  установленного после вступления в законную силу судебного акта,  судебным актом, вынесенным позднее, и не позволяет суду инициировать возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

УПК РФ и ГПК РФ не предусматривают пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в связи с вновь открывшимися доказательствами, которые опровергают обстоятельства, положенные в основу судебного акта.

Хотя законодательство предусматривает первоочередное предоставление земельных участков многодетным семьям.

Не приняты нормы о дополнительных гарантиях прав женщин в связи с сокращением списка профессий, на которых женщины не могут работать.   

Отсутствует закон, который обязывал бы государственные органы и органы местного самоуправления при вынесении решения, аналогичного ранее отмененному судом, учитывать судебное решение и то толкование закона, которое установлено судебным решением.

Законодательно не решен вопрос о помощи потерпевшим от преступления, лишившихся денежных средств в результате преступления регионе, расположенном вне места их проживания, в проезде к месту жительства.

По итогам обсуждения рекомендуется:

Федеральному Законодателю:

  1. Составить список пробелов в законодательстве и наметить меры  
  2. Вести правовое регулирование размещения в сети Интернет измененной законодательной нормы с изъятой или измененной формулировкой с изложением ранее действовавшей формулировки   

?

|

an_babushkinМосква, Комитет за гражданские права,
2 октября 2019 года

Рекомендации круглого стола

«Защита граждан от шума, как составная часть права человека на благоприятную окружающую среду».

Защита человека от шума является важной составной частью благоприятной окружающей среды.

Превышение шумовой нагрузки влечёт возникновение ряда проблем:

  1. Лица, склонные к ведению шумного образа жизни, как правило, проявляют пренебрежение также к правам других людей и в других сферах.
  2. Дневным шумом нарушается право на отдых лиц, работающих в ночное и отдыхающих в дневное время.
  3. Ухудшается состояние здоровья, в том числе у людей, страдающих психическим заболеванием.
  4. Люди, пострадавшие от шума, становятся более раздражительными, у них снижается внимание.
  5. Возникают ссоры между соседями, которые перерастают в многолетние затяжные конфликты.
  6. Происходит вторжение в частную и семейную жизнь человека.  

Действующий штраф в размере 500 рублей за нарушение тишины является незначительным и не способен предупредить нарушение в данной сфере.
Законодательство субъектов РФ по борьбе с шумом достаточно разнообразно.   

По итогам обсуждения рекомендуется:

  1. Увеличить максимальный размер штрафа, налагаемого на физических лиц, за шум в ночное время, выходные и праздничные дни, а также во время отдыха, до 5000 рублей.
  2. Предусмотреть норму об административной ответственности за громкое прослушивание музыки без наушников в общественном транспорте. 
  3. Ограничить время выполнения шумных строительных работ в рабочие дни с  13.00 до 18.00 часов, а с согласия соседей в рабочее время – с 10.00, в субботние дни – с 11.00 до 16.00.   
  4. Предусмотреть административную ответственность за шум в любое время суток при превышении предельно допустимой громкости звука. 
  5. Ввести ответственность за злоупотребление чрезмерной громкостью звука при использовании в общественных местах звуковой реклама, ввести нормативное обеспечение использования звуковой рекламы.    
  6. Разработать и обеспечить применение прибора, который бы использовался в запломбированном виде размещался в помещении, где имеет место угроза превышения шумовой нагрузки, который бы фиксировал уровень, характер и время шума, примерное направление
  7. Усилить требования к вновь строящимся зданиям на предмет повышенной защиты жителей от шумовой нагрузки.
  8. Предусмотреть особую защиту людей от низкочастотного шума, предусмотрев особую ответственность за ударный и волновой виды низкочастного шума.
  9. Разработать социальную рекламу, направленную на разъяснение опасности повышенной шумовой нагрузки.
  10. В качестве методов воздействия на нарушителей тишины применять просмотр ими в присутствии должностных лиц правоохранительных органов роликов об опасности повышенной шумовой нагрузки. 

Источник: https://an-babushkin.livejournal.com/1031349.html

Описание пробелов и коллизий в праве

Приведите примеры пробелов в законодательстве

Богатство и многообразие жизни в сравнении с юридическими нормами подразумевает массу нестандартных ситуаций, требующих правового урегулирования, которые не могут быть заранее предусмотрены даже самыми совершенными законодательствами.

Исходя из этого не одно мировое государство не может похвастаться беспробельным, идеальным правом, адекватно отражающим действительность. Пробелы и коллизии в праве существуют в законодательстве всех без исключения мировых государств.

Наличие пробелов в законодательстве является нежелательным, однако следует признать их возможность и даже неизбежность.

Замечание 1

Понятие права и законодательства не дождественны, однако в этом случае в целях небольшого упрощения следует рассматривать их в качестве взаимозаменяемых.

К примеру, В.В.

Лазарев признает некоторую полезность пробелов, так как их наличие помогает судам в разрешении уникальных, редких дел на основе собственных представлений о понятии справедливость, поскольку наличие факта, требующего правового вмешательства со стороны государства, суд не может быть безоружным.

Наличие таких неожиданных фактов и коллизий не способны предвидеть полностью даже самые искушенные законодатели. А поскольку под правовое регулирование подпадают только важные и существенные аспекты отношений, то законодателю и не нужно стремится регулировать «все и вся».

Определение 1

Пробел в праве – это отсутствие необходимой для разрешения возникшей ситуации нормы.

Правовой пробел можно рассматривать как «умолчание» со стороны законодателей о необходимости государственного правового урегулирования какой-то сферы общественных отношений. То-есть – отношения есть, а соответствующая правовая норма отсутствует. А значит на лицо неполнота и отставание законодательства, требующая работы по развитию и совершенствованию.

В научной литературе выделяется два вида правовых пробелов:

  • первоначальные – когда речь идет о недосмотре со стороны законодателя;
  • последующие – обнаруженные в процессе урегулирования и применения права в результате появления ранее неизвестных отношений.

Наличие пробелов в праве говорит о том, что присутствует неурегулированность, неопределенность, которые могут приводить к своеволию со стороны чиновников.

Также следует обратить внимание на существование реальных и мнимых пробелов в праве.

[attention type=green]

Под мнимыми пробелами понимаются ситуации, когда высказываются суждения о якобы наличии пробела в праве, хотя ситуация находится вне правового пространства, и, следовательно, не подлежит разрешению в этой плоскости.

[/attention]

К основным причинам, вызывающим пробелы в праве относятся: относительная консервативность права в сравнении с динамически развивающимися общественными отношениями; несовершенство законодательств и юридических техник; бесконечное жизненное разнообразие; появление принципиально новых видов отношений в обществе, отсутствующих на момент внедрения тех или иных правовых норм.

Институт правовой аналогии

В качестве первого и самого естественного шага к полному устранению пробелов выступает принятие новых правовых норм. Однако это далеко не самый короткий путь, поскольку законодатели не в состоянии на постоянной основе заделывать образовывающиеся дыры в пожарном порядке.

Процесс происходит постепенно. В первую очередь устраняются наиболее важные и существенные правовые пробелы. А поскольку возникновение пробелов – процесс постоянный, то существует необходимость оперативного реагирования на их возникновение и заполнение.

Для таких целей функционирует институт правовой аналогии.

Аналогия (от греч. Analogia – соответствие, подобие, сходство) в этом случае подразумевает сходство между правовыми нормами и отношениями, которые они регулируют.

В задачу аналогии входит разрешение законодательно непредусмотренных ситуаций исходя и законодательного разрешения подобных ситуаций. Законодатели занимаются устранением пробелов, а правоприменители – восполняют и преодолевают их.

Аналогия основывается на предположении о том, что схожие между собой по своим основным признакам и чертам отношения подлежат одинаковому разрешению. То есть существуют сходные отношения – аналогия, а значит вопросы, их качающиеся, должны регулироваться одинаково.

При этом, рассматриваемый случай в обязательном порядке должен входить в круг отношений, подлежащих правовому регулированию, то – есть находится в рамках юридического поля.

Замечание 2

К отношениям в сфере морали правовая аналогия не применяется.

Выделяют два вида правовых аналогий:

  • аналогия закона – подразумевающая поиск и применение сходности с другими законами и нормативными актами;
  • аналогия права – подразумевающая даже в случае не обнаружения сходных норм разрешение дел исходя из соответствия общему духу, смыслу и принципам действующих норм права. (Такая ситуация подразумевает особую роль правосознания, юридической культуры и профессионализма судей).

Институт правовой аналогии закреплен положениями Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно статьей 1.

Наиболее серьезным правовым пробелом считается ситуация, когда отсутствует и соответствующая норма права, и правовой обычай, и юридические прецеденты, и нормативный договор. Положения 6 ст.

Гражданского кодекса предусматривают применение положений гражданского законодательства, применяемого в сходных отношениях, в случаях отсутствия законодательного урегулирования отношений или отсутствия соглашения и применимого обычая из сферы делового оборота, а также содержат разъяснения, согласно которым в случаях, когда применить аналогию невозможно, при определении прав и обязанностей сторон за основу берутся общие начала и смысл гражданского законодательства, добросовестность, разумность и справедливость. Таким образом, положениями кодексов четко определена необходимость ликвидации правовых пробелов и прописаны способы. Стоит также обратить внимание на присутствие понятий «отсутствие обычая» и «соглашения» между сторонами на ряду с отсутствием нормы.

Научная литература выделяет еще и субсидиарная (дополнительная) аналогия, суть которой заключается в применении в процессе рассмотрения дел судом сходной нормы из другой отрасли права.

Институт правовой аналогии не распространяется на уголовное право. Пробелы, возникающие в уголовном праве, ликвидируются исключительно путем законотворчества. Применение аналогии в этой сфере права не допустимо, поскольку противоречит основополагающему постулату, который гласит: «Без указания в законе преступление не существует».

Признание преступления, а, следовательно, и наступление уголовной ответственности может следовать исключительно в случаях, когда подобное деяние признается преступным на основе положений УК РФ. Признание такой идеи как основополагающей во всех демократических правовых системах призвано защитить свободу личности.

[attention type=yellow]

Все остальные отрасли права так или иначе используют аналогию, кроме случаев, когда это специально запрещено. Кроме того, отсутствие закона не является предлогом для отказа судом в разрешении спора. Этот принцип общепризнан в мировой и российской юридической практике.

[/attention]

Суды обязаны принимать на рассмотрение дела и разрешать их с использованием института аналогии.

Опиши задание

Коллизия законов: понятие и классификация

Противоположной к правовому пробелу является ситуация, когда при применении права обнаруживается несколько юридических норм, которые противоречат друг другу. Такие случаи называются коллизионными и фиксируют наличие коллизии закона.

Определение 2

Коллизия законов – это ситуация, при которой содержание нескольких нормативно-правовых актов, касающихся одного и того же вопроса, содержат столкновение и/или расхождение.

Суть разрешения коллизии состоит в том, что судом выбирается одна из противоречащих норм. На практике в случае обнаружения коллизии должностное лицо или соответствующий орган должны руководствоваться такими правилами:

  • в случаях, когда противоречащие акты изданы одним органом и касаются одного и того же вопроса, следует применять нормы акта, изданного позже;
  • в случаях, когда противоречащие акты изданы разными органами – применяется акт, имеющий более высокую юридическую силу;
  • в случаях расхождения одноуровневых общих и специальных актов, так называемой горизонтальной коллизии, применяются специальные акты; в случаях с равноуровневыми актами (вертикальной коллизии) – общие;
  • в случаях коллизий между национальными нормами и общепризнанными международными нормами следует применять международные нормы.

Существует множество различных классификаций правовых коллизий, но наиболее распространенным является следующее обобщение:

  • коллизия между положениями международных договоров РФ и национальными правовыми нормами;
  • коллизия между федеральными законами и нормативными актами субъекта РФ;
  • коллизия между актами с разной юридической силой;
  • коллизия между положениями кодифицированных актов с установленным приоритетом в отношении норм;
  • коллизия между положениями, содержащимися в общих и специальных нормах;
  • коллизия между положениями одноуровневых актов, принятых в разное время;
  • коллизия между нормами, содержащимися в частном и публичном праве;
  • коллизия между нормами, находящимися в различных отраслях права;
  • коллизия между положениями, содержащимися в подзаконных актах, изданных организациями, не находящимися в подчинении друг друга;
  • коллизия между принципами общеправового характера и нормами, которые закрепляют иные принципы права или права и обязанности;
  • коллизия между положениями одного и того же нормативно-правового акта.

Институт юридических коллизий является предметом изучения в правоведении и частью института международного частного права.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/osnovy-prava/opisanie-probelov-v-prave/

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: