Не хочу ни учиться ни работать

Содержание
  1. Системно-векторная психология. Сын не хочет ни учиться, ни работать. Что делать маме?
  2. Страшное слово «пубертат»
  3. Не бывает людей без желаний
  4. Вектора
  5. Что с ним происходит
  6. 9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться
  7. С чего стоит начинать?
  8. Организация режима дня
  9. Избаловали дитя
  10. Почему ребенок не хочет работать или учиться и что такое поколение ни-ни
  11. Почему ребенок не хочет работать или учиться
  12. Социальный аспект
  13. Как помочь юному поколению
  14. Выстроить их самооценку
  15. Выделить ценности
  16. Установить разумные границы
  17. Выводы
  18. Что делать, если не хочу ни учиться, ни работать. Психологические и физические проблемы, способы их решения
  19. И у него на это пять причин
  20. Что делать?
  21. Отсутствие интереса к учебе и работе по специальности
  22. Что делать родителям?
  23. Отсутствие мотивации на работе
  24. Что предпринять?
  25. Врожденная лень
  26. Психические расстройства
  27. Пригодится молодым родителям
  28. Заключение
  29. Как быть, если чадо выросло, но ничего не хочет
  30. “Диванный синдром” – вопрос к психологу
  31. Выпустить из подвала
  32. 1. В школе скучно
  33. 2. Ничего не получается
  34. 3. Плохие отношения с одноклассниками
  35. 4. Нет сил и настроения
  36. 5. Страх неудачи
  37. 6. Зависимость от гаджетов
  38. 7. Не до учёбы
  39. 8. Перекорм
  40. 9. Другие интересы

Системно-векторная психология. Сын не хочет ни учиться, ни работать. Что делать маме?

Не хочу ни учиться ни работать

Вопрос от Валерии:

«Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь сыну 19 лет. Он кожно-зрительный, есть анальность, оральник. На сегодняшний момент не окончил 9 класс, нет аттестата, не может пойти дальше учиться и получить специальность.

Пытается сейчас учиться уже второй раз в вечерней школе, на вечернее не взяли – сказали, только на самообразовании, работу ищет сам, но, видимо, без особого желания. У меня еще дети – дочь самостоятельная материально, близка со мной, младший сын еще школьник, 9 класс, нужна моя поддержка. Он анально-зрительный, есть немного кожи, но, видимо, не так развита, мышечность.

Мы с ним ладим, хоть и есть отголоски переходного возраста. Со старшим совсем беда. Практически сидит на иждивении и при этом еще умудряется портить отношения не только со мной, и с остальными тоже. Друзья есть, но он их не уважает, считает, так – погонять. Мечты? Не говорит, и планами не делится. Что делать, уже просто не знаю.

Пока говорит, что будет сдавать экзамены и работать. Второй год слова и дела – только для отмазки. Понимаю, что я сама это все создала, но простите, совсем запуталась. Заранее благодарю».

Отвечает Свиридова Наталия, педагог:

Здравствуйте, Валерия!

Очень вас понимаю, потому что тоже мама двоих детей, 18 и 15 лет.

И знаю, что такое, когда самый любимый и дорогой человечек, который еще недавно был улыбчивым и ласковым малышом, становится угрюмым, упрямым и не желающим ничего слышать подростком.

Материнское сердце разрывается: и помочь хочется, и в то же время своим поведением он вызывает неприязнь. И нет уже покоя. Хочется, чтобы наши дети были счастливы, тогда и у нас на душе спокойно и светло.

Страшное слово «пубертат»

Все дети проходят пубертат, но переносят его по-разному. От чего это зависит?

В этот сложный период они отрываются от родительской опеки, им приходится брать ответственность на себя, реализовываться в жизни, опираясь на свои свойства (вектора).

Как правило, серьезные проблемы в подростковом возрасте говорят о каких-то нарушениях в воспитании в детстве, если родители не брали во внимание индивидуальные особенности своего ребенка, воспитывали «через себя», оказывая тем самым сверхдавление на психику.

В таком случае настоящие желания ребенка подавляются или не развиваются, а те, которые пытаются ему привить взрослые, все равно не приживаются, ведь они противоречат его природе. Человек вырастает дезориентированным – не понимает, чем ему нужно заниматься, на кого учиться. Создается впечатление, что он вообще ничего не хочет. Но это не так.

Не бывает людей без желаний

Например, в анальном векторе это желание к накоплению и систематизированию знаний, поэтому такие люди имеют тягу к обучению, они любители довести дело до конца. Анальные дети получают удовольствие от деятельности, где не нужно торопиться, им важно делать все тщательно и аккуратно.

Но если в детстве анального ребенка воспитывали не по его свойствам, сбивали его с природного ритма, торопили, заставляли заниматься тем, что не приносило ему удовольствия, то он может вырасти в инфантильного упрямца, превратиться не в отличника (как задано ему природой), а в двоечника.

Или другой пример. Прагматичная и организованная мама с кожным вектором не понимает своего ребенка со звуковым вектором, который «витает в облаках» (ей так кажется). Маме не нравится, что он бывает невнимательным и рассеянным, она пытается его «приземлить», воспитать в нем инициативность и целеустремленность.

[attention type=yellow]

Для этого выдергивает его из своего мира, не дает сосредоточиться на своих мыслях, но таким образом только ломает его природу. В итоге ребенок не станет инициативным и шустрым, но при этом не станет и гением- ученым, как предписано ему природой, так как не хватает навыков к качественному формированию мысли.

[/attention]

Вектора

Каждый человек чего-то хочет, все 8 векторов имеют свои желания. И когда человек их понимает и делает шаги к реализации, то он становится активным участником жизни, получает от нее удовольствие – одним словом, находит свое место среди людей.

Чтобы понять, как помочь вашему сыну, нужно, конечно, знать подробнее некоторые моменты. Например, почему он не окончил 9 классов? Что помешало? Как складывались отношения с учителями и одноклассниками? Каким был он в детстве, ходил ли в детский сад? Какая обстановка в семье?

Вы пишете про вектора сына. Проходили ли вы тренинг, Валерия? Если нет, то простое дифференцирование человека по векторам ничего не дает.

Только тренинг прорабатывает бессознательное, и мы получаем такие системные знания, которыми потом пользуемся как инструментом в жизни.

Мы начинаем видеть и понимать истинные причины поведения человека, и у нас появляется реальная возможность повлиять на ситуацию.

Что с ним происходит

Валерия, ваш сын страдает. Тяжело не только вам с ним, но и ему с самим собой. Он не понимает, чего он хочет, не знает, как найти свое место в жизни.

От этого у него может возникать агрессия и упрямство, которые у окружающих вызывают неприязнь. А ему в этот период, наоборот, нужна поддержка. И она может прийти только от вас, самого близкого и родного человека.

Чтобы ваша помощь была на 100% действенной, вам необходимо пройти полный тренинг.

Понимая сына изнутри – как движется его мысль, как он чувствует и видит мир – вы даже своим присутствием дадите ему огромную поддержку и ощущение, что его понимают и у него обязательно все получится.

[attention type=red]

Начать проходить тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрируйтесь здесь.

[/attention]

Автор Наталия Свиридова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Ответы на вопросы

26 Сен, 2016 Комментариев: 1 3328
Дети ответы

Источник: https://svp.expert/otvety-na-voprosy/syn-ne-xochet-ni-uchitsya-ni-rabotat-chto-delat-mame/

9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться

Не хочу ни учиться ни работать
Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ.

У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Что делать, если ребенок не хочет учиться, из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

С чего стоит начинать?

Представьте ситуацию: ребенок окончил школу. И заявляет родителям, что у него отсутствует желание учиться. Те поохали, но чадо в университет отправили. А дитятко взяло и завалило первую же сессию.

Что родителям делать? Пристроили на работу. Ребеночек помаялся-помаялся, да и уволился. И говорит маме с папой: «Не хочу ни учиться, ни работать. Хочу жить в свое удовольствие».

И как реагировать родителям? Кормить великовозрастного отпрыска? Пережимать ему все денежные источники? В первую очередь — разобраться в причине его нежелания трудиться.

Организация режима дня

Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.

Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.

Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.

Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.

От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.

На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:

  • сон
  • занятия на свежем воздухе
  • учебная деятельность и воспитание
  • прием пищи
  • игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
  • личная гигиена

Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.

Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.

Избаловали дитя

Сын не хочет ни учиться, ни работать. Все бы ему сидеть у компьютера, гулять с сомнительными товарищами и жить паразитом. Увы, такие жалобы сейчас нередки. И основная причина кроется в избалованности чада.

Пока ребенок маленький, ему многое позволяется. Зачем помогать маме по дому? Он же мальчик, это во-первых. А во-вторых, еще успеет помочь, когда подрастет.

Сынишка хочет дорогой телефон? А родители не особо богаты? Но телефон все же покупается.

Мальчику нужна дорогая одежда? Вкусная еда? Еще что-то? И папа с мамой, отказывая себе в элементарном, покупают ребенку все, что он попросит. Паренек растет, и запросы его растут. В конечном итоге, оканчивая школу, он заявляет: «Я не хочу ни учиться, ни работать. И в армию не пойду. У меня же гастрит (плоскостопие, кривой позвоночник)».

Правильно, а зачем ему трудиться? Сыночек дорогой знает, что родители — глупцы. Они сами не съедят, в обносках ходить будут, но желание его выполнят. Вот она — избалованность.

Источник: https://erekto.ru/deti/rebenok-ne-hochet-uchitsya.html

Почему ребенок не хочет работать или учиться и что такое поколение ни-ни

Не хочу ни учиться ни работать

Молодые люди, которые теряют интерес к работе или учебе, рискуют попасть в опасный круговорот. Они часто чувствуют, что не справляются с определенной задачей, и что любые усилия для достижения успеха — это пустая трата времени. Такое отношение может привести к поведению, которое только ухудшает их самооценку.

Одна из самых распространенных жалоб среди родителей подростков заключается в том, что их ребенок не хочет учиться или работать.

Такие молодые люди часто переживают период смятения и разочарования. Ни университет, ни рабочее место не привлекают.

Один из рисков детей, которые выросли в богатой среде — они становятся пассивными. Эти подростки, которых материально поддерживают их родители, не имеют видения будущего и решимости воплотить свои мечты в реальность.

С другой стороны, малообеспеченные и разочаровавшиеся в жизни подростки, также не видят смысла в продолжении учебы или работы.

Почему ребенок не хочет работать или учиться

Отсутствие мотивации является результатом по крайней мере двух факторов, которые влияют на взгляд молодого человека на жизнь. Первый — гиперопека семьи. Вторая причина может быть в обществе в целом.

Родители, которые жалуются, что их ребенок не хочет работать или учиться, часто несут ответственность за ситуацию. Они нянчились с ребенком от самого рождения до самого раннего совершеннолетия. Конечно, это не всегда так, но чрезмерно заботливые родители стоят за многими случаями подростковой апатии.

Этот тип воспитания взращивает молодежь, которая не берет на себя ответственность за свои поступки и не способна самостоятельно решать проблемы.

В общем, молодежь, выросшая в такой удушающей среде, чувствует себя неспособной жить в одиночку. Она боится того, что принесет будущее.

В некоторых случаях она отступает перед лицом малейшей проблемы, не желая рисковать неудачей. Это приводит к ментальному порочному кругу, поскольку отсутствие усилий заставляет их чувствовать себя еще более недостойными и разочарованными своей жизнью.

Кроме того, поскольку они привыкли к родительской опеке, и то, что за них все проблемы будут решены — тепличные подростки плохо переносят разочарования. Это означает, что они реагируют очень плохо, когда не все получается, как планировалось.

Социальный аспект

Общество является еще одним фактором, который заставляет некоторых молодых людей отвергать как работу, так и учебу. Мы живем в высококонкурентном мире, и сегодня рабочая сила имеет мало возможностей трудоустройства после окончания школы.

Молодым людям трудно найти хорошую работу после многих лет учебы. Когда подростки видят это, они понимают, что получение диплома не стоит тех усилий.

Если найти работу трудно даже тем, кто имеет более высокую квалификацию, тем более это болезненный вопрос для тех, кто имеет среднее образование. Молодому племени кажется, что нет выхода из ситуации.

Так называемое поколение ни-ни (NEETs) – поколение молодых людей, которые не имеют работы или не учатся – считают, что любые усилия, вложенные в работу или учебу — это пустая трата времени.

Отсутствие стремления к успеху и борьбе за свои мечты, превращает этих подростающих людей в жертв общества, которое они отвергают.

[attention type=green]

Когда у них нет образца для подражания, подростки стараются приспосабливаться. Они покупаются на существующие тенденции, не задаваясь вопросами, правы они или не правы, приносит это им пользу или нет. Они следуют за своими сверстниками и делают все, что делают их друзья.

[/attention]

Конечным результатом этого является то, что без правильного руководства молодежь теряет волю жить по своим собственным ценностям и бороться за то, во что они верят.

Поколение NEET считает, что любые усилия, которые они вкладывают в работу или учебу, — это пустая трата времени.

Как помочь юному поколению

Хорошая новость заключается в том, что поколение NEET все еще в меньшинстве. Но все большее число родителей обеспокоены тем, что их дети не хотят работать или учиться.

Что могут сделать семьи, чтобы помочь этим юным людям? Первый шаг — понять, почему это происходит. В этом смысле могут помочь следующие советы:

Выстроить их самооценку

Как родители, мы обязаны научить наших детей сбалансированно любить себя.

Подростки должны уметь распознавать и использовать свои сильные стороны, а также признавать свои слабые стороны, и работать над их контролем.

Выделить ценности

Материальные блага никогда не смогут компенсировать личностные дефекты. Как родитель, подчеркните ценности, которые помогут вашим детям стать взрослыми, ответственными и преданными окружающему миру.

Установить разумные границы

Установление пределов помогает подрастающему поколению научиться справляться с разочарованиями, а также учит их тому, как далеко они могут зайти.

Основные правила должны быть ясными. Не просите слишком много от вашего ребенка, но и не стоит недооценивать его способности.

Выводы

При необходимости проконсультируйтесь с психологом, который поможет вам справиться с этой все более распространенной проблемой вместе. Если вы жалуетесь, что ваш ребенок не хочет работать или учиться, пришло время принять участие и изменить ситуацию.

Читайте тут о том, почему ребенок врет и начинает хитрить.

Источник: https://mypupsiki.com/pochemu-rebenok-ne-xochet-rabotat-ili-uchitsya-i-chto-takoe-pokolenie-ni-ni/

Что делать, если не хочу ни учиться, ни работать. Психологические и физические проблемы, способы их решения

Не хочу ни учиться ни работать

  • 9 Октября, 2018
  • Стиль жизни
  • Екатерина Гордеева

В современном мире все больше людей не желают работать или учиться. Им нравится проводить время в свое удовольствие, при этом жить на широкую ногу.

Что делать, если лень учиться и работать? Каковы причины патологического нежелания трудиться? Как с этим бороться? Разберемся с данными вопросами ниже.

И у него на это пять причин

На самом деле их может быть больше или меньше. Но основных, как правило, пять. Давайте перечислять их:

  • Избалованность.
  • Отсутствие интереса к учебе и работе.
  • Отсутствие мотивации на работе.
  • Врожденная лень.
  • Психические отклонения.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Что делать?

Сын не хочет учиться, не работает, зато хочет вкусно кушать, отдыхать за рубежом и ездить на машине? Обрубайте трутню источники финансирования. Как это сделать?

  • Отказывать в просьбах о дорогих покупках.
  • Начинаются манипулирование и шантаж? В стиле: если не купите, я уйду от вас, из окна выпрыгну, вены порежу. Делай, пожалуйста, если такой трус и слабак. А зачем нам сын, который ни рыба ни мясо? Как правило, наглых ребяток такие ответы отрезвляют.
  • Не давать денег. От слова “совсем”. Надо на проезд? Извини, сынок, нет. Хочет чего-то вкусного? Ешь то, что в холодильнике стоит. Начинает ныть и манипулировать? Отвечаем по образу и подобию вышеприведенного примера.

Отсутствие интереса к учебе и работе по специальности

Дочь не хочет учиться, не работать, правда, не может. Хотя родители особо не верят в работу девушки. Сидит целый день дома с ноутбуком на коленях. Статьи пишет в интернете. Да какие она там деньги заработает?

И ничего, что девушка за квартиру платит со своего дохода, продукты домой покупает. Значит, зарабатывает что-то, а не просто сидит на диване. Но папе и маме надо, чтобы их “малышка” училась. В институт ее пристроили, на бухгалтера пусть учится. Хорошая профессия, хлебная.

А студентка взяла и перевелась на заочное отделение. Неблагодарная какая! И пошло-поехало. Родители обвиняют дочку в том, что она учиться не хочет. Вместо того чтобы понять: неинтересна девушке бухгалтерия. Она в школе два и два сложить нормально не могла, какие уж тут цифры? Зато гуманитарные науки давались легко, сочинения писала лучше всех в классе.

Нет у ребенка интереса к учебе. И не стоит давить на него. Вообще, указывать дочке или сыну, куда пойти учиться – не самый правильный поступок со стороны родителей. Пусть сам решает, кем хочет быть.

Почему нет интереса к работе? Потому что, отучившись по выбранной родителями специальности, человек понимает: это совершенно не его. И работать по данному направлению не хочет. Но папа и мама угомониться не могут.

Всеми правдами и неправдами запихивают ребенка на работу к каким-нибудь знакомым. А потом говорят, какой это у них отпрыск неблагодарный. Мы его пристроили инженером-химиком работать, а он взял и подвел нас перед знакомыми.

Уволился и пошел в полицию служить.

Что делать родителям?

Не вмешиваться в жизнь повзрослевшего ребенка. Не выбирать ему жизненный путь. Он сам в состоянии решить, кем хочет быть и куда идти учиться.

Понятно, что все мы хотим только добра для своих деток. Но благими намерениями, как известно, выстлана дорога в одно плохое место.

Отсутствие мотивации на работе

Бывают и такие ситуации, когда ребенок рано вынужден идти работать. Например, мама одна тянет нескольких деток. Старший из них, едва окончив школу, поступает скорее куда-нибудь, лишь бы только поступить.

И сразу же устраивается на работу. Мама настояла, чтобы ее сын или дочка выбрали достойную профессию. Иди, мой хороший, в медицинское училище. На медбрата или на медсестру. Всегда при деньгах будешь.

И практика заодно в больнице будет, и стаж пойдет.

[attention type=yellow]

Вот и вынужден этот старший ребенок работать санитаром (санитаркой), учиться на вечернем отделении и помогать маме. Ребенок понимает, что профессия совсем не его. Да и какая мотивация может быть у санитарки? Зарплата – слезы горькие, пациенты капризные, отношение со стороны коллег и руководства не очень хорошее. Каторга, а не жизнь.

[/attention]

Негатив копится, копится. В итоге психика не выдерживает. Ребенок не хочет работать и учиться, становится нервным, уходит из дома или увольняется и идет работать продавцом. Мама в шоке, а у рано повзрослевшего ее отпрыска самый настоящий нервный срыв начинается.

Что предпринять?

Если отсутствует мотивация на работе, то пора задумываться о ее смене. Страшно остаться вовсе без дохода? Наверняка живете в городе, а не в деревне или на селе. В городе всегда можно найти работу. Не бойтесь перемен, лучше рискнуть, чем сидеть на ненавистном месте, где платят копеечную зарплату, обязанностей море, а начальник – гад еще тот.

Врожденная лень

Взрослому, совершеннолетнему человеку не нравится ни учиться, ни работать. Ему бы за компьютером сидеть сутками, играя в игрушки различные на нем. Все ровесники великовозрастного лентяя уже семью создали, а этому ничего не надо. Зато поесть вкусно любит. Одевается кое-как, никуда не ездит, не развивается. Что за человек такой? Какой из него кормилец?

Подобные сетования со стороны родителей на своих детей встречаются достаточно часто. И вроде не баловали никогда. Скромно жили, денег лишних в семье не было. С детства ребенок знал слово “нет”. Только ничего не любил, не интересовался ничем и не помогал. Больной, что ли?

Не больной. Инфантильный и ленивый. Что с таким товарищем делать? Вести к психологу.

Психические расстройства

Они встречаются не так часто, но если человек психически болен, какая тут учеба или работа.

Зачастую заболевания протекают скрыто. К примеру, вялотекущая шизофрения. Можно всю жизнь прожить рядом с таким человеком, удивляясь его чудачествам. То он скажет: “Не хочу учиться, не хочу работать, а хочу путешествовать”. То еще что-то придумает. Окружающие грешат на плохой характер, а по факту может быть заболевание психики.

И что делать близким? Настоять на походе к психиатру. Да, с одной стороны, жалко близкого человека и стыдно подозревать, что он болен. Его можно обидеть. Но лучше принять меры вовремя, чем пустить болезнь на самотек.

Боитесь, что этот подход сломает жизнь родному человеку? Обращайтесь к частным психиатрам. Они по договоренности не записывают диагнозы в карту пациента и не дают никаких справок. Но это только по договоренности.

Пригодится молодым родителям

Любой родитель не захочет услышать от повзрослевшего ребенка: “Не хочу ни учиться, ни работать. И не лезь в мою жизнь, я уже взрослый”.

Как избежать этого? Все начинается с правильного воспитания. Мы любим своих малышей, лишний раз что-то запрещать или наказывать желания нет. Но приучать к труду, ответственности и умению ценить финансы просто необходимо.

  • Ребенок должен знать слово “нет”. И отказывать ему в покупке новой, сотой по счету игрушки следует без угрызений совести.
  • Дети – отличные манипуляторы. И если отпрыск пытается манипулировать мамой, строго пресекать это. Порой и подзатыльник дать не грех.
  • Объяснять, что деньги просто так не даются. Папа и мама зарабатывают их своим трудом.
  • В идеале дать ребенку почувствовать, что такое труд. Не давать деньги на карманные расходы по первому требованию, пусть заработает. Некоторые родители скептически относятся к этому, однако ребенку подобные уроки на пользу. Помыл посуду? Получил пятьдесят рублей, например. И трудиться научится, и узнает, что деньги не так-то легко зарабатываются. Соответственно, начнет ценить их.

Заключение

В статье мы рассказали о том, почему люди не хотят ни учиться, ни работать. Какие могут быть причины у этого. Как с ними бороться.

Каждый человек ленив от природы. Кто-то борется с этим, а иные потакают своей лени. И ладно бы только сами. Но еще и родители, сами того не ведая, растят трутня.

Если мы видим, что чадушко лениво и норовит сесть на шею маме с папой, при этом свесив ножки, срочно пресекаем это.

В дальнейшем подобное поведение закончится тем, что придется кормить лентяя до седых висков. Причем его собственных.

Источник: https://psychbook.ru/428104a-chto-delat-esli-ne-hochu-ni-uchitsya-ni-rabotat-psihologicheskie-i-fizicheskie-problemyi-sposobyi-ih-resheniya

Как быть, если чадо выросло, но ничего не хочет

Не хочу ни учиться ни работать

Как быть, если совершеннолетняя дочь или сын ничего не хочет? Не работает, не учится, живет с родителями… Размышляют священники.
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник» Ситуация, когда человек лежит на диване и ничего не хочет, может быть и в двадцать, и в сорок, и в шестьдесят лет.

Проблема, когда у человека нет мотивации что-либо делать. Что является поводом, чтобы мы вообще что-либо делали, чтобы мы с дивана встали и куда-то пошли? Дискомфорт. Допустим, сидеть нам некомфортно, и это может быть по разным причинам: хочется есть, каких-то впечатлений, что-то еще.

Или, например, я голоден, я пошел добывать себе пищу, если мне скучно, я пошел развлекаться в кинотеатр, в футбол играть и так далее. То есть – в то состояние, в котором мне комфортно. Если человек сидит на диване и никуда не идет, значит, ему просто на диване хорошо. Дальше мы должны сделать вывод: плохо это или нет.

Если мы считаем, что это плохо, значит, надо сделать так, чтобы ему на диване было некомфортно. Если речь о взрослом человеке, возраст которого около двадцати лет, то мы заставить его что-то делать не можем. Но, он же должен, сидя на диване, что-то есть, что-то пить, одеваться, развлекаться.

Родители ему этот минимум обеспечивают: «Как же так, мой ребенок будет голоден?! Как же он останется без телефона?». По отношению к другим людям нам необходимо запастись смирением. Настоящим – с пониманием ограниченности своих возможностей. И осознанием свободы личности другого человека.

Первое что нужно осознать: другой человек – это не я, и у него могут быть другие интересы, совершенно другие запросы, требования к жизни. И это его право. Второй шаг, который нужно сделать – это осознать, что я не обязан поддерживать тот образ жизни, который нравится другому человеку. Мы обычно начинаем выносить друг другу мозг разными нотациями.

А это абсолютно бессмысленное занятие. Как правило, значимость родителей в глазах 20-летнего человека, сидящего на диване, очень невелика. Если бы было иначе, этот человек с замиранием сердца ловил все, что ему скажут родители, учился, работал, и так далее. Единственный способ выйти из пассивности точно таков же, как при выходе из любой другой зависимости.

Нужно активно заниматься прокачиванием собственных ресурсов. Самый простой способ, с которого всегда начинают – это тело. Человек должен первым делом идти в спортзал, даже если он в неплохой физической форме.

[attention type=red]

Там, если он не болен, очень быстро восстанавливается связь дополнительных положительных впечатлений, эмоций, ощущений, достигнутого результата при не таких уж больших начальных усилиях. То есть, две недели походил в спортзал – и почувствовал, что у тебя мышцы появились, какой-то вкус к жизни. В этом смысле может помочь армия – там и спорт, и дисциплина.

[/attention]

В армии появляется вкус ко многим способам проживания жизни. Человек начинает получать удовольствие от другого, от работы, например, от утренней пробежки. Понятно, что в каждом деле есть рутина. Тот же бег – рутина. Мы не обязательно в процессе бега получаем удовольствие, когда человек бежит, он потеет, может попасть под дождь, снегопад, и так далее.

Но он знает – если пробежится, ему будет хорошо. Так и в работе, и в любом другом деле. Получение такого рода удовольствия связано с преодолением некоего потенциального барьера, с приложением усилий.

Человека, лежащего на диване, нужно перестать кормить, оставив минимальное – хлеб есть, макароны есть. Все остальное – сам. Наверное, невозможно заставить его делать все – если у него сейчас нет денег, как он будет, например, платить за квартиру? Но, как правило, у молодого человека есть потребность в одежде, в компьютере, в телефоне.

А вообще все нужно начинать раньше, со среднего школьного возраста. Хочешь себе какие-то красивые модные штуки? Заработай на них сам, мы подскажем способы, как это сделать. А дальше человек научиться получать удовольствие от процесса работы. Или сам процесс работы может не доставлять удовольствия, но зато его доставляет понимание, что в процессе зарабатываются деньги, которые можно потратить по собственному желанию.

“Диванный синдром” – вопрос к психологу

Священник Евгений Дорофеев, клирик Покровского храма села Кудиново Бывает так, что ребенок уже совсем и не ребенок. «Дитю» лет 18, а у него стопроцентный «диванный синдром». Сидит восемнадцатилетнее чадо, уткнувшись в телевизор или компьютер, и не хочет даже шелохнуться по жизни.

Ни работа, ни учеба, ни армия его не интересуют. Мне неоднократно задавали вопрос: что с этим делать? Сразу отвечаю поговоркой: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Это вопрос не к священнику, а, конечно же, к психологу.

Понятно, что чем взрослее человек, тем больше в нем должно быть стремления к самостоятельности во всех сферах жизни. Только самостоятельный человек становится личностью. И если при взрослении этого нет, значит, в той или иной степени, есть какая-то патология, какое-то несоответствие норме.

Это, скорее, не духовная проблема, а проблема адаптации, проблема родом из детства. Бояться психолога не стоит. Само посещение психолога будет говорить о том, что клиент – личность со здоровой психикой. Просто у здоровой личности появились проблемы, и их нужно решить.

Крайне важно быть чутким и внимательным родителем на протяжении всего периода взросления ребенка. Не радоваться тому, что ребенок часы напролет проводит время с игровой приставкой и при этом не докучает родителям, а показывать ему настоящий мир за окном и помогать адаптироваться к жизни.

Быть внимательным к его интересам и проблемам, полноценно присутствовать в его жизни. При этом нужно не решать проблемы за него, а учить его самого находить пути решения проблем, давать ему не готовую рыбу, а учить удочкой самому ловить ее.

Выпустить из подвала

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области: Довольно распространённая в наше время проблема: ребёнок вырос, окончил школу и – ничего не хочет. Ни учиться, ни жениться, ни работать. Сидит у компьютера и всё. Спрашивают: как быть? Может быть, армия поможет? Может быть, поможет.

Не стоит парня от неё «отмазывать». Вообще, не стоит устраивать для человека, который ни учиться, ни жениться, ни работать не хочет, слишком сладкую жизнь, это только усугубляет проблему. Когда я служил в Хабаровске, в подвале моего дома жил кот Пушок. Очень трусливый и ленивый. Он не только крыс боялся, но и мышей. Я его кормил.

Иногда этот Пушок выходил из подвала и бродил по дому, но вёл себя очень плохо. Наконец, мне надоело за ним убирать, и я его решительно выгнал из дома. Некоторое время Пушок пытался опять водвориться в подвале, но я был непреклонен, и Пушок исчез.

Ещё через какое-то время сижу я, однажды, во дворе храма и вижу этого трусливого и ленивого Пушка, прыгающего через 2-метровый забор с крысой в зубах. Как бывает полезно для кота быть изгнанным из подвала!

Не менее важно бывает выпустить и человека из подвала благополучия, в котором он себя запер.

Как оторвать человека от компьютерных игр или извлечь из соцсетей, в которых он запутался, как поднять его с дивана, к которому он едва ли не прирос, – методов нет, но Богу всё возможно. Так хотя бы не будем мешать Ему нашей иногда буквально губительной добротой.

Источник: https://slovobozhie.com/2017/08/kak-byt-esli-chado-vyroslo-no-nichego-ne-hochet.html

1. В школе скучно

Shutterstock (cristovao)

Самая частая причина. Когда-то школа была окном в мир. Вокруг был унылый нелёгкий быт, а в школе — рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах (дома у многих ни одной книжки не было).

Вокруг — серая и однообразная борьба за существование, а в школе — знания, возможности, социальный лифт, первые крепкие дружбы и первые мечты.

Это ощущалось, и наши прадеды и прабабушки бежали в школу вприпрыжку по пять-семь километров лесом.

[attention type=green]

Сейчас всё устроено по-другому. Вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. Учителю приходится постараться, если он хочет заинтересовать ребят так же сильно, как те стимулы, которые с детства окружают их в реальности и в сети. Школа не может угнаться за жизнью. И детям в ней скучно.

[/attention]

Что делать? Лучшие из учителей умеют дать детям то, чего никто больше дать не может, — живое общение с понимающим взрослым. Они будят мысль и учат ловить кайф от коллективного и индивидуального решения задач, анализа художественного текста или исторической ситуации. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть. Хотя бы один. А лучше несколько.

2. Ничего не получается

Shutterstock (Cristina Conti)

Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к нашей классно-урочной системе. Не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал.

Причины могут быть разными — обычно это всевозможные задержки развития, дефицит внимания, специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Конечно, задержки постепенно компенсируются, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером.

Он отстал от программы, желания учиться не выработалось, ассоциации со школой однозначно плохие: это место, где я вечный неудачник

В нашей школе неуспеваемость ученика — целиком его вина. Если ты не можешь постараться так, чтобы получилось, то ты плохой и негодный. Иногда ребёнок нормально учился в начальной школе и «скатывается» в 5–6–7-м классе: программа стала труднее, а мозг не успел вырасти.

Что делать? Менять ситуацию. Иногда для этого приходится работать с логопедом или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе.

3. Плохие отношения с одноклассниками

Shutterstock (Ollyy)

Школьный коллектив хуже офисного, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться часто некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если там сплошной троллинг и травля?

Что делать? Проблемы школьного коллектива решаются только системно, и делать это должны взрослые — учителя и администрация. Наверное, в условиях современной российской школы то, о чём я говорю, звучит как утопия. Но ничего другого тут не придумаешь.

4. Нет сил и настроения

Shutterstock (esthermm)

Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще почти ничего. Может быть, это преходящая подростковая астения — скачок роста, начало месячных. Может быть, признак болезни, например, депрессии. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно. Или даже намного меньше.

Это дети, которые в 4–5-м классе могут прийти из школы и лечь спать. Активному ребёнку школа, как кажется, нипочём, но и он в какой-то момент может сдуться и сказать: не хочу вставать, не хочу «на фабрику», где столько народу и всё время нужно что-то делать.

Это не лень, а защитный механизм тела и психики.

Что делать? Разрешать пропускать школу, отдыхать и валяться в постели. Устраивать дополнительные каникулы. Если совсем невмоготу — какое-то время поучиться дома. Здоровье дороже!

5. Страх неудачи

Shutterstock (Herlanzer)

Убить учебную мотивацию можно и страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: у неё двойки за все ВПР, вот курица.

Подзуживают и некоторые родители: почему четвёрка? Страх по поводу ЕГЭ принимает порой китайские масштабы (в Китае регулярны экзаменационные самоубийства).

Маленькому менеджеру-ученику страшно не оправдать ожиданий, ощутить себя неудачником.

Есть ученики, для который конкурентная среда по разным причинам — яд.

  • Медлительные дети, которые не могут «с блеском показывать эффективный результат».
  • Дети, которые боятся, что родители расстроятся или рассердятся, что одноклассники их будут троллить.
  • Дети нервные, невротичные, пугливые — эти могут вообще сломаться.
  • Дети с резко повышенным перфекционизмом — то же самое.
  • Дети с особыми интересами — не могут выучить то, что не зацепило эмоционально, зато уж свою любимую тему знают не на школьную пятёрку, а сразу на кандидатскую.

Лучше не учиться вообще, сойти с дистанции безопаснее — ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.

Что делать? Решительно снимать страх: убирать конкурентную среду, не бояться упустить время. Образование можно получить когда угодно и как угодно, а жизнь у нас только одна, и психика тоже.

6. Зависимость от гаджетов

Shutterstock (Rawpixel.com)

Кто сидит в телефоне? Все сидят в телефоне. Некоторые в планшете или ноутбуке. Информационные зависимости многочисленны и разнообразны. Привычка тоннами потреблять лёгкий контент может здорово сказаться на желании ребёнка вкладывать себе в голову что-то посложнее.

Взрослые и то часто безуспешно пытаются ограничить «зависание в фейсбуке», а уж ребёнку это и вовсе не под силу. Часто ребёнок, получивший телефон с интернетом, быстро перестает интересоваться не только школой, но и чем бы то ни было ещё.

Есть и другие зависимости — например, игровая; общительным детям, у которых есть проблемы с вниманием, трудно вылезти из мессенджера и взяться за уроки.

Что делать? Понятия не имею. Ведь не советовать же родителям «растить детей без гаджетов». Наверное, для кого-то они не проблема. Но некоторые могут все лучшие годы так провести, и это не только про детей.

7. Не до учёбы

Shutterstock (esthermm)

Помните этот анекдот? «Мне бы ваши заботы, господин учитель». Ребёнку или подростку может быть просто не до учёбы. Тяжело болен один из родителей. Умер домашний питомец. Ребенок влюблён, переживает неудачу или чего-то сильно боится. Мало ли в жизни бывает проблем.

К этому же пункту относятся дети, на которых чаще всего жалуются учителя. Эти «невозможные маленькие подлецы и негодяи, сущие демоны, которые в свои одиннадцать-двенадцать уже совершенно испорчены». Как правило, это дети, у которых дома действительно всё неправильно.

Не обязательно маргиналы, в богатых семьях тоже встречается и равнодушие родителей, и насилие, и заброшенность, и одиночество.

[attention type=yellow]

Ребёнок ни к кому не привязан, о нём никто особо не заботится, его, возможно, развращают деньгами или чем-то ещё — каким он будет расти? Какого интереса к учёбе можно от него ожидать?

[/attention]

Что делать? Родителям — пытаться поддерживать. Если речь об учителях, которые видят ребёнка только в школе, то вряд ли они смогут кардинально изменить его жизнь. Потребность в саморазвитии ребёнок чувствует, только если удовлетворены базовые потребности — в тепле, безопасности, общении.

8. Перекорм

Shutterstock (Jacek Chabraszewski)

Потребление знаний не может быть пассивным. В норме всё происходит так: сначала у ребёнка возникает познавательный интерес, потом он делает самостоятельные движения в этом направлении (задаёт вопрос, что-то ищет) и уж потом — как награду — получает знания и умения (ответ на вопрос, или книжку, или видео, или какой-то новый опыт).

В наши дни родители нередко ставят этот процесс с ног на голову и начинают впихивать в ребёнка знания и умения до того, как он сам заинтересовался какой-либо темой

Причём впихивают в увлекательной, развлекательной, игровой форме, так что и усилий прикладывать не надо. Понятно, родителям хочется, чтобы знания оказались в голове ребёнка пораньше. Но это же не коробочка, в ней всё должно происходить по естественному, природному порядку: сначала мотивация, потом вознаграждение (новые знания — для мозга это вознаграждение, представляете себе?).

Это всё равно что кормить насильно: ложку за маму, ложку за папу, и вот уже ребёнок не знает, не понимает, когда он хочет есть, а когда сыт. Со знаниями — абсолютно та же история.

Что делать? Надолго отстать. Чтобы ликвидировать последствия перекорма и ощутить собственный аппетит к знаниям, может потребоваться много времени. Хорошо бы, чтобы за это время не возникли проблемы, описанные в пункте 6.

9. Другие интересы

Shutterstock (Rawpixel.com)

Ребёнок доучился до девятого класса в хорошей школе и вдруг упёрся: не хочу высшее образование, хочу быть массажистом или парикмахером, учить других краситься или вообще зарабатывать на стримах — а что, отличное занятие. А ещё может хотеться приключений. Куда-то поехать, где-то потусоваться, попробовать одно и другое, хлебнуть разной жизни и всяческого опыта.

Родители сидят и чешут затылок: с одной стороны, высшее образование… Хотелось бы… С другой — кто сказал, что человек, который просидел штаны в вузе, непременно умнее и счастливее? С третьей — ребёнок должен получить свой жизненный опыт, с четвёртой — вдруг потом пожалеет, а будет труднее наверстать, а армия, а…

Что делать? В разных случаях по-разному. Всё зависит от того, насколько серьёзен интерес подростка и что он готов делать, чтобы следовать своему жизненному плану. В любом случае «заставить силой» или «просто отойти в сторону» не выйдет: такие вещи можно и нужно обсуждать вместе.

Источник: https://mel.fm/ucheba1/523614-study

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: