Я выдвигаюсь в Совет депутатов района и меня возник вопрос.

Содержание
  1. Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа
  2. Финансы и Устав МО
  3. Забота об инвалидах и организация досуга граждан
  4. Благоустройство территорий и вопросы законотворчества
  5. Взаимодействие депутата с избирателями
  6. Муниципальные советы и государственная власть
  7. Социально-экономическая сфера деятельности депутатов
  8. На какие средства живёт депутат?
  9. Ответственность за выполняемую работу
  10. Привлечение депутата к ответственности за правонарушения
  11. Сам ты мундеп! Семь вопросов о муниципальных депутатах, ответы на которые должен знать каждый избиратель
  12. Кто такой муниципальный депутат — мундеп? Нужно ли быть в партии, чтобы выдвигаться на выборы? Есть ли ограничения по возрасту кандидатов?
  13. Правда, что у муниципальных депутатов почти нет полномочий? Зачем идти в мундепы, если они ничего не решают?
  14. Перечислите с примерами, что хорошего муниципальные депутаты смогли сделать для жителей своих территорий?
  15. Многих волнуют зарплаты депутатов. Известно, что в Госдуме депутаты зарабатывают много. А у муниципальных депутатов какие зарплаты и есть ли они вообще?
  16. А закон в Госдуму мундепы могут внести?
  17. Зачем становиться кандидатом в депутаты, если не допускают к выборам, да ещё и могут посадить?
  18. Вы замечали, чтобы после московских событий люди стали больше бояться, опасаться за себя?
  19. Я хочу стать муниципальным депутатом. что делать?
  20. Где можно больше узнать о выборах в Советы муниципальных депутатов
  21. Личный опыт: как молодой горожанин председательствовал в сельском совете
  22. О Воздвиженке
  23. О Совете депутатов
  24. О желании стать депутатом 
  25. О согласии быть спикером
  26. О коллегах 
  27. О местных жителях
  28. О возрасте и городской «прописке» 
  29. Об уходе
  30. О выводах

Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа

Я выдвигаюсь в Совет депутатов района и меня возник вопрос.

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО).

Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы.

Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей.

[attention type=yellow]

Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

[/attention]

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей.

Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа.

Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений.

К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество.

Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО.

Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов.

[attention type=red]

В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа.

[/attention]

Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо.

Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно.

Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты.

Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек.

В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы.

[attention type=green]

В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората.

[/attention]

Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте.

Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах.

Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской.

Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия.

Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Источник: https://FB.ru/article/321090/munitsipalnyiy-deputat-polnomochiya-prava-i-otvetstvennost-deputat-soveta-deputatov-munitsipalnogo-okruga

Сам ты мундеп! Семь вопросов о муниципальных депутатах, ответы на которые должен знать каждый избиратель

Я выдвигаюсь в Совет депутатов района и меня возник вопрос.

Наталия Шавшукова. Фото activatica.org

Выборы в Мосгордуму в этом году показали, что в нашей стране сложно стать не только депутатом, но даже кандидатом в депутаты.

Они же стали поводом для дискуссии: можно ли в современной России оставаться аполитичным? Ведь депутаты есть не только в Москве, но и в каждом поселке, деревне, райцентре и городе.

Чем они вообще там занимаются и на что могут повлиять? Отвечает соучредитель Школы местного самоуправления Наталия Шавшукова.

Кто такой муниципальный депутат — мундеп? Нужно ли быть в партии, чтобы выдвигаться на выборы? Есть ли ограничения по возрасту кандидатов?

Муниципальный депутат — это очень растяжимое понятие. К муниципальным депутатам относятся депутаты разного уровня, которые избираются в округах разных размеров.

Например, где-нибудь в Сибири есть округа, где живет по 100 человек или даже по 50. Вот в таких избирается один депутат. Ему, для того чтобы победить, нужно набрать, скажем, 15 .

А есть большие округа в городах-миллионниках, где одномандатный округ может доходить до 50 тысяч человек. Всё это тоже муниципальный депутат.

[attention type=yellow]

Для того чтобы избраться муниципальным депутатом, не обязательно быть членом партии. Более того, партия может выдвинуть человека беспартийного. Но можно выдвигаться и самому — это самовыдвижение. Конечно, потребуется сбор подписей, но часто для этого нужно не больше 10 подписей, например, чтобы стать муниципальным депутатом в какой-нибудь деревне.

[/attention]

Ограничение по возрасту только одно: кандидат должен быть старше 18 лет. Им может стать активный человек, закончивший уже школу, который понял, что он хочет что-то изменить у себя в городе, в посёлке, и выбраться депутатом.

Правда, что у муниципальных депутатов почти нет полномочий? Зачем идти в мундепы, если они ничего не решают?

Здесь тоже всё зависит от региона и характера местности, от местных уставов. У нас в стране так устроено: чем больше денег у муниципалитета, тем меньше полномочий у депутатов.

Пока это происходит в Москве и Петербурге — в городах федерального значения есть особый статус местного самоуправления. Поэтому, когда мы говорим, что у депутатов в Москве нет полномочий, это правда.

У них очень мало полномочий — у них всё забрала мэрия, а в Москве мэрия — это региональная власть.

Но если речь идёт о небольшой деревне, то там полномочия как раз есть — там денег нет. Это уже другая проблема.

У них есть полномочия по ремонту дорог, по предоставлению жилья малоимущим, по обеспечению газо- и водоснабжения и всего на свете в пределах этого населенного пункта. Но денег нет.

И депутаты вынуждены торговаться с региональными центрами и участвовать в федеральной программе, чтобы хоть что-то выбить для своих поселений.

Тут муниципальному депутату требуется быть и переговорщиком, и лоббистом. Но прежде всего радеть за интересы жителей, а не за собственный кошелек. Бывает так, что даже в маленьких поселениях депутаты вместе с администрацией умудряются воровать деньги.

Вот сядут они где-нибудь в закрытом помещении делить бюджет и разделят. Допустим, в Московской области на культуру так выделили деньги, что один снеговик стоит три миллиона рублей.

А потом все ходят и удивляются: как это снеговик за три миллиона рублей? Вот это воровство, конечно, нужно предотвращать, это и должны делать муниципальные депутаты.

В Москве, вообще-то говоря, у депутатов есть контрольные функции. Они могут подписывать или не подписывать акты о капремонте: это тоже очень важно, потому что на это в Москве уходят большие деньги. Депутаты могут проконтролировать работу коммунальных служб, они могут вносить предложения в Мосгордуму, могут инициировать законопроекты — там есть полномочия, просто их нужно использовать.

Перечислите с примерами, что хорошего муниципальные депутаты смогли сделать для жителей своих территорий?

Если говорить о Москве, то там работа депутатов во многом сводится к контролю: к контролю за расходами бюджета, за качеством работы при благоустройстве, за капремонтом. Вот, допустим, избрался оппозиционный глава в одном из советов Москвы, и ему принесли подписывать акты капремонта. Он говорит: «Вы мне сначала покажите, что там есть, чего там нет».

Они пошли смотреть, и обнаружилось, что в большом доме нет громоотвода. И это могло привести к потенциально очень опасной ситуации: жители могли пострадать, техника бытовая могла пострадать, убить кого-то могло. И депутат настоял на том, чтобы сделали громоотвод, и только после этого он подпишет бумаги. На него давили, говорили: «Ну подпиши, а мы потом сделаем».

А он: «Нет, подпишу только когда сделаете».

И очень много таких случаев бывает. Сейчас депутат в Москве — это такой смешной человек, который лазит по подвалам и смотрит, как там утеплили трубы. Там такие вот бытовые вопросы решают депутаты, и, как я посмотрю, жители довольны.

[attention type=red]

Что касается муниципалитетов, где независимые кандидаты взяли большинство и где есть полномочия, как, допустим, в Ейске, там говорить ещё рано, потому что они только избрались. Но и там есть полномочия: по генплану, по бюджету, есть возможность выделить деньги туда и ещё куда-то, есть возможность сделать привлекательный туристический город.

[/attention]

Но здесь другой вопрос — денег-то там мало, и им придётся торговаться с региональными центрами и федералами. А у нас деньги распределяются в зависимости от лояльности, поэтому оппозиционные депутаты иногда попадают в ловушку. Они вроде как избирались, у них вроде как полномочия есть, а деньги приходится выторговывать.

Им говорят: «А вы оппозиционный, из программы «Единой России» мы вам не дадим».

У нас был такой случай несколько лет назад. Был оппозиционный депутат в городе Костроме, и перед тем как ему переизбираться, во всём городе сделали внутридворовые проезды. А в его округе не сделали.

Он спрашивает: «А почему?» «А это, — говорят, — дороги «Единой России», а ты не из «Единой России». Мы тебе не дадим».

Но он, естественно, отстоял, доказал, что это не программа «Дороги «Единой России», а вообще-то бюджетная программа, и деньги должны выделять всем.

Многих волнуют зарплаты депутатов. Известно, что в Госдуме депутаты зарабатывают много. А у муниципальных депутатов какие зарплаты и есть ли они вообще?

Муниципальные депутаты не получают зарплату. Более того, у нас даже не все региональные депутаты получают зарплату. Вот в Мосгордуму выбрались кандидаты от оппозиции, они не получают зарплату, потому что они не получили должностей. У них там округа по 150 тысяч человек, и зарплату они не получают.

То же самое, кстати, во многих других регионах: там люди получают компенсацию на проезд. Насколько я знаю, в Пензенской области региональный депутат получает 5000 рублей — это его компенсация на проезд в месяц. В Москве муниципальные депутаты получают порядка 20 тысяч рублей компенсации.

А во многих местах люди вообще ничего не получают: они тратят свои деньги, ездят по округу, разбивают подвеску, тратят время, ругаются со своими работодателями, потому что людям нужно время, чтобы заниматься депутатской работой.

Да, есть такая проблема: люди не получают денег, и те, кто зависит от какого-то постоянного источника доходов, часто просто отказываются от идеи стать депутатами.

Но Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления ещё в 1998 году, где сказано, что работа, которая связана с обеспечением местных нужд, должна оплачиваться; туда должны привлекаться квалифицированные кадры и в соответствии с их квалификацией оплачиваться.

[attention type=green]

А у нас как получается: даже администрации поселений не могут привлечь квалифицированные кадры, потому что люди просто туда не идут. Председатель муниципального собрания получает относительно небольшую зарплату даже по региональным меркам. При этом у него должно быть два заместителя: один по экономике, другой по хозяйству.

[/attention]

Зам по экономике должен иметь экономическое образование, зам по хозяйству — инженерное образование. Но где же они возьмут людей, которые квалифицированно разбираются в этих вопросах, на зарплату в 15-25 тысяч рублей? Естественно, не найдут; естественно, возникает коррупция.

Там нужно быть либо святым, либо таким, знаете, упёртым оппозиционером, который имеет какой-то дополнительный источник доходов — как это в Москве происходит.

И вот мы имеем что имеем. Люди, которые голосуют за деньги. Люди, которые продаются застройщикам: я знаю, что в нескольких муниципалитетах в Московской области люди получали зарплату от застройщиков, которые хотели приобрести землю под многоэтажное строительство. А депутат, соответственно, им в этом помогал. Это было.

У нас же, по большей части, депутатский корпус в малых городах и поселениях — это люди зависимые. Попросили, например, учительницу математики в школе выбраться: «Марьиванна, ну сделай, ну надо — выборы пришли». Очень часто человек вообще один выдвигается, ать можно «за» или «против».

То есть у нас в стране есть безальтернативные выборы: человека выбирают 40 голосами из деревни в 500 человек, и человек сидит пять лет, не знает, что ему делать. Только руку поднимает: прислали какие-нибудь документы, нужно проать. У людей иногда даже не возникают вопросы: «Где приложение к этому документу? Принимаем изменения к бюджету, а вы покажите, чем они обоснованы».

Никто этих вопросов не задаёт. Они пришли, лапки подняли и пошли домой — суп варить. Абсолютно незаинтересованные люди.

А закон в Госдуму мундепы могут внести?

Местные депутаты могут издавать муниципальные правовые акты, но они не носят статус законов. Региональные депутаты уже имеют право принимать региональные законы. Местные депутаты могут вносить на рассмотрение региональных парламентов региональные законы. У них есть право законодательной инициативы.

В каком-то местном совете люди приняли, допустим, закон об ограничении высотности заборов. И вот они выносят его на региональный совет в региональный парламент. Региональный парламент может отклонить или принять. Региональный парламент, в свою очередь, может внести законопроект в Госдуму.

[attention type=yellow]

У нас некоторые скандальные законопроекты, кстати, выносятся региональным парламентом, чтобы не пятнать индивидуальную репутацию ГД.

[/attention]

Но местный совет не может напрямую внести предложение в Госдуму. Хотя есть вопросы, которые напрямую касаются местного самоуправления, но принимаются Госдумой. Например, изменения 131-го федерального закона о местном самоуправлении, который напрямую касается муниципалитета. Но муниципалитет, к сожалению, на это повлиять не может.

Зачем становиться кандидатом в депутаты, если не допускают к выборам, да ещё и могут посадить?

Нет, ну почему же не допускают? На самом деле практика показывает, что большая часть людей, которые хотят избраться, избираются и в Москве, и в Петербурге. Вот в Москве в 2012 году избиралось очень много независимых кандидатов. И до этого, ещё при Лужкове, избирались, и в 2017 году, помню, был большой приток новых кандидатов в депутаты.

Были отдельные случаи, когда депутатов избивали, когда были жуткие фальсификации, когда кандидатов, которые хотели подать документы, пробовали физически не пускать в здание избиркома. Но это было всего несколько избирательных комиссий. Да, они получили большую огласку, но это не массовые случаи.

А в регионах, я знаю, люди избираются. Даже в Кущёвке председатель местного «Яблока» стал депутатом. Или город Славянск-на-Кубани: парень из оппозиции, сторонник Навального, стал депутатом — он вообще один был такой на либеральной позиции.

Вы замечали, чтобы после московских событий люди стали больше бояться, опасаться за себя?

Я бы не сказала, что после московских событий люди стали опасаться. Наоборот, виден интерес к выборам: люди уже думают про 2021 год. К нам идут запросы из разных регионов.

Они говорят: «Мы формируем команду на 2020 год, на 2021 год». Особенно там, где люди выбирались уже, и у них уже есть муниципальные депутаты.

Они говорят: «Мы пойдём дальше в районы, в законодательное собрание, в Госдуму».

Могу сказать, что мы сейчас работаем на пределе возможностей, потому что удовлетворить все запросы мы не можем. Но мы стараемся находить сложные регионы, в которых не было ещё наших семинаров и нет независимых депутатов, как, например, в Саратове. Для нас это новый регион, и мы попробуем там что-нибудь изменить.

С 8 по 10 ноября в Саратове пройдет обучающий семинар Школы местного самоуправления для будущих кандидатов в депутаты. Для участия в программе нужно пройти регистрацию. А 9 ноября для слушателей ШМС и для заинтересованных жителей Саратова архитектор и урбанист Ярослав Ковальчук прочитает лекцию на тему: «Каким должен быть современный город. Урбанистика здорового человека».

Источник: https://fn-volga.ru/news/view/id/133927

Я хочу стать муниципальным депутатом. что делать?

Я выдвигаюсь в Совет депутатов района и меня возник вопрос.

Совет депутатов муниципальных образований — представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном ании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По закону № 38 баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.

Но надо понимать, что муниципальное депутатство — скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве — 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.

С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов.

Это, а также гарантированная низкая явка — выборы совпадают с периодом отпусков, — осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно.

Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.

Александр Соловьев

Председатель движения «Открытая Россия»

« привилегия муниципальных депутатов — легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.

[attention type=red]

По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете.

[/attention]

Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое — они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат — такой локальный супермен.

Самое важное в истории с муниципальными выборами — то, что вы при любом раскладе лучше, чем те, кто голосует по указке управы и старается поскорее сбежать с собрания. Поэтому мы учим неравнодушных людей, как стать теми, кто будет по-настоящему защищать интересы москвичей».

До 9 июня

— Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть тут. Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.

— Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.

9–11 июня

Подготовить первый пакет документов. Это:

— Паспорт. Если есть, то свидетельство о браке или его расторжении, свидетельство о смене Ф.И.О., а также диплом о высшем образовании.

— Справка с основного места работы. Если есть — справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.

— Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и сведения о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.

15–26 июня

Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на сайте) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы — сам кандидат.

Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.

До 21 июля

После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.

Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.

До начала сентября

— Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.

— Провести агитационную кампанию.

В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).

Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц — поддерживающих вас избирателей.

После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов — их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.

[attention type=green]

Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей.

[/attention]

Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист.

Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.

Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.

Как правило, муниципальная агитационная кампания ведется по четырем направлениям: интернет, СМИ, обход домов в районе и специальные мероприятия. Это могут быть агитационные пикеты, встречи с главой управы и префектом и общение с избирателями непосредственно во дворах дома.

Интернет используют для работы с волонтерами и сбора средств, медиа и пикеты — для повышения узнаваемости, встречи во дворе — для повышения доверия, а поквартирный обход для всего вместе: сбора проблематики района, знакомства с избирателями, раздачи газет, повышения доверия, мобилизации накануне ания.

Важно! В агитации не разрешается использование изображений людей, обещаний материальной выгоды в случае избрания кандидата, а также материалов, направленных на разжигание социальной розни. Кроме того, запрещается использование объектов, защищенных авторским правом, и рекламы коммерческих фирм.

Константин Янкаускас

30 лет, депутат I созыва района Зюзино

«Я родился и живу в районе Зюзино. В 2012 году был избран здесь муниципальным депутатом и в этом году тоже иду на выборы. Причин несколько. Во-первых, мне не безразлично то, что происходит в моем районе.

Во-вторых, не хочется, чтобы Зюзино представляли только депутаты от «Единой России» — это партия чиновников, начальников и коррупционеров. При принятии решений они руководствуются интересами только этих социальных групп.

Мне же хочется, чтобы в Совете депутатов был хотя бы один независимый человек, представляющий интересы жителей района.

То, что было на выборах пять лет назад, и то, что будет сейчас, — абсолютно разные истории. В 2012 году муниципальные выборы, во-первых, совпали с президентскими. То есть явка была больше, а саму избирательную кампанию было проще проводить.

Второй момент — митинги «За честные выборы», которые напугали власть и заставили допустить к выборам значительную часть независимых кандидатов. Думаю, в этот раз административного противодействия кандидатам будет больше.

Пять лет назад у меня не было никаких сложностей при регистрации своей кандидатуры, хотя я знаю, что в других районах кандидатов снимали по подписям. То есть признавали подписи за них недействительными и на этом основании отказывали в регистрации.

[attention type=yellow]

Во время агитации кандидаты сталкиваются со стандартным набором проблем. Например, дворники моментально срывают все листовки и плакаты.

[/attention]

А в этом году появились специальные люди, которые достают агитационные газеты из почтовых ящиков. По закону районные и окружные газеты должны предоставлять равные условия для агитации всем кандидатам.

Но в реальности такая возможность есть только у выдвиженцев от «Единой России».

Зато сложностей с местными жителями у меня никогда не было. Я ходил по домам, раздавал листовки, знакомился. Все было очень позитивно. Вообще, мне нравится общественная работа. Люди тоже с интересом реагируют на возможность пообщаться с кандидатом».

Лена Верещагина

23 года, журналист, кандидат в муниципальные депутаты г. Троицка

«Я живу в Троицке, который пять лет назад вошел в состав Новой Москвы. Про участие в выборах в Совет депутатов я думала последние четыре года точно, но действовать начала только недавно.

Зарегистрировалась на сайте проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца, который дает независимым кандидатам базовую поддержку. Я уже прошла тренинг по сбору подписей от электорального юриста Саши Грезева.

Хотя мне нужно будет собрать всего десять подписей, без досконального знания процесса заполнения листов и других бюрократических закорючек сделать это непросто.

Я уже сделала свою первую листовку, с которой сейчас хожу по квартирам и общаюсь с жителями. Просто написала о себе и о том, почему иду в муниципальные депутаты. На дизайн и печать тысячи экземпляров ушло около восьми тысяч рублей.

Если кандидат хочет победить, а не просто похайпить в соцсетях, ему придется вкладываться в кампанию. Думаю использовать собственные средства или попробовать фандрайзинг.

По моим подсчетам, на простую, но уверенную муниципальную кампанию уйдет около 100 000 рублей.

Самое сложное — найти не деньги, а время. На стороне конкурентов — вся сила административного ресурса, поэтому независимым кандидатам, чтобы быть известными в районе, нужно знакомиться с жителями. Политтехнологи называют это «От двери к двери». Хотя день выборов еще не объявлен, я уже начала ходить по квартирам и рассказывать о себе.

Всего в моем округе 4600 квартир, и я хочу обойти все. Буду ходить по подъездам каждый день по два-три часа без выходных. Это тяжело: никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью. Например, вчера я пришла к женщине, у которой посреди комнаты сидел огромный жирный голубь. Но это еще ничего. Бывает, люди просто выплескивают на тебя весь негатив — хорошо, что не зеленку.

Наверное, это самая сложная часть кампании.

[attention type=red]

Мне очень не хватает постоянной юридической поддержки. Конечно, что-то я сама могу посмотреть в избирательном законодательстве, что-то — уточнить у коллег из штаба Гудкова.

[/attention]

Но лучше, когда на связи постоянно есть человек, готовый ответить на самые странные вопросы, вроде: «Могут ли меня арестовать за то, что я хожу по квартирам и знакомлюсь с жителями района?» Надеюсь, что ближе к выборам я найду такого юриста».

Где можно больше узнать о выборах в Советы муниципальных депутатов

«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала образовательный центр «Открытые выборы».

Источник: https://daily.afisha.ru/cities/5459-ya-hochu-stat-municipalnym-deputatom-chto-delat/

Личный опыт: как молодой горожанин председательствовал в сельском совете

Я выдвигаюсь в Совет депутатов района и меня возник вопрос.
https://www.znak.com/2017-05-12/lichnyy_opyt_kak_molodoy_gorozhanin_predsedatelstvoval_v_selskom_sovete

2017.05.12

Осенью 2015 года 25-летний Владислав Быков, горожанин «от рождения до мозга костей», стал депутатом сельского поселения. Более того, коллеги-депутаты доверили ему должность председателя местного совета.

Через полтора года он не только покинул должность председателя, но и сдал свой депутатский мандат.

С чего у молодого городского парня возникла мысль податься в сельскую думу, как устроена власть в глубинке и что в итоге пошло не так? Рассказ от первого лица — для читателей Znak.com.

О Воздвиженке

Почему именно Воздвиженка? Все просто: она расположена рядом со Снежинском, где я родился и даже после отъезда на учебу в Челябинск провожу много времени.

Поселение-спутник, если можно так сказать, с которым у Снежинска много чего связано. Например, через Воздвиженку проходят транспортные коммуникации, соединяющие наш «закрытый» город и «большую землю».

И даже дачный участок, который принадлежит нашей семье, тоже находится в Воздвиженке.

Воздвиженское сельское поселение — это Каслинский муниципальный район, самая граница Челябинской области со Свердловской.

На самом деле оно включает не только поселок Воздвиженку, но и еще два малых населенных пункта, причем одно из них — Черкаскуль — будет даже покрупнее административного центра.

Они привыкли жить в близком соседстве и даже родстве, но у каждого при этом есть своя история и специфика. Оно и понятно: основаны они еще в демидовскую эпоху.

ВоздвиженкаВладислав Быков / Znak.comКогда-то это были крепкие справные села, а сегодня их общее население едва дотягивает до 1000 человек. То есть очень близко к тому минимуму, который необходим для создания муниципального образования.

При царе в Воздвиженке был стекольный завод, а в Черкаскуле — свой винокуренный. Оба принадлежали купцам Злоказовым.

[attention type=green]

Они из Екатеринбурга, но головную контору — как сказали бы сегодня, центр прибыли — держали в селе Тюбук, то есть здесь, на каслинской земле… Сегодня работающее население занято в основном в бюджетной сфере.

[/attention]

В Воздвиженке функционируют средняя школа, ФАП и отделение связи, а «градообразующим» для Черкаскуля с 1977 года остается финансируемый из области психоневрологический интернат. 

Поступления от НДФЛ после расщепления и дележа с государством уходят в район. А более чем скромный бюджет самого поселения образуется за счет земельных платежей.

В том числе поэтому Воздвиженка который год живет в ожидании нового дачного бума со стороны близкого и богатого Екатеринбурга. Там культ «челябинских озер», а Каслинский район — это как ворота в озерный край.

Свердловчане и сегодня потихоньку подыскивают здесь участки под дачи. И, наверное, вопрос времени, когда девелоперы начнут заявлять здесь крупные загородные проекты.

Развалины Черкаскульского винокуренного заводаВладислав Быков / Znak.com

О Совете депутатов

Свой представительный орган — совет или собрание депутатов — по закону должен быть в каждом муниципальном образовании, даже в самом маленьком. В совете Воздвиженского поселения 10 депутатов, которых избирают в 10 одномандатных округах.

Если вспомнить о численности населения, получается, что каждый представляет менее ста избирателей.

Но все, как говорится, по-взрослому: кандидаты идут на выборы, за них голосуют, после чего у каждого народного избранника появляются свои права и обязанности. 

К первым, понятное дело, относится право предлагать и обсуждать решения по вопросам местного значения. Ну и, разумеется, ать за или против его принятия.

[attention type=yellow]

Что касается второго, обязанностей, то депутат должен регулярно отчитываться о своей работе перед населением, вести приемы избирателей, а также соблюдать ограничения и запреты, предусмотренные законом. Депутат не вправе, например, иметь счета в иностранных банках.

[/attention]

В нашем контексте этот запрет, конечно, звучит несколько забавно, но закон есть закон и за его исполнением, кстати, пристально следят. Как и за заполнением деклараций о доходах и имуществе, которые ввели с прошлого года.

Здание администрации и Совета депутатов Воздвиженского поселенияВладислав Быков / Znak.com

О желании стать депутатом 

На этот вопрос я всегда отвечаю просто: захотелось получить этот опыт, увидеть, как всё устроено изнутри.

К этому я пришел не с кондачка: к моменту избрания в сентябре 2015 года я уже успел поработать помощником депутата в городском собрании моего родного Снежинска и помощником сразу двух депутатов Государственной думы.

Был даже членом территориальной избирательной комиссии в Снежинске с правом решающего голоса и членом Избирательной комиссии Челябинской области с правом совещательного голоса. 

Каждый, так скажем, участок работы был необычайно интересным, и мне особенно нравилось работать в избирательной системе. Так что было сложно менять членство в избирательной комиссии на мандат муниципального депутата, но новый опыт на тот момент был для меня важнее.

О согласии быть спикером

Думаю, сыграли роль мое юридическое образование и опыт работы с бумагами. Без этого работать безумно сложно даже в сельском поселении. Тем более с первого дня работы все оценили «масштаб катастрофы».

У совета депутатов в Воздвиженском поселении не оказалось ничего: ни архива с протоколами прежних заседаний, ни даже помещения, где эти заседания можно было проводить.

Это странно, потому что муниципальное образование существовало не первый год и наш депутатский созыв не был первым. Но на все мои вопросы разводили руками. 

Так что первое время пришлось проситься в кабинет к главе, где стоял длинный стол для совещаний, как раз на 10 человек. Плюсом было то, что не надо было главу звать — он сидел тут же, за своим столом.

Начали, как и положено, с регламентных вещей, включая порядок обнародования решений (оно у нас, кстати, электронное) и работы с населением. В совете мы создали три постоянные отраслевые комиссии — соответственно, по бюджету, по социалке и по земельно-имущественным вопросам. Плюс еще одна — по проверке сведений о доходах. 

Когда «сверху» прилетело указание образовать еще и партийную фракцию (а спикеру, понятное дело, ее возглавить), создали и ее. Депутаты, кстати, не особенно в нее рвались, поэтому обошлись формальным требованием о наличии депутатского большинства: во фракции было шесть из 10 депутатов.

Владислав БыковZnak.com

О коллегах 

Сельские депутаты — это очень разные люди, с разным уровнем образования и разными доходами. Но всех их отличает наличие активной позиции и стремление что-то менять.

Но вот что интересно: не все депутаты ассоциируют себя с местной властью, некоторые не хотят признавать свою принадлежность к органам местного самоуправления.

Не думаю, что это пробел в знаниях, — скорее, ментальная штука, самопозиционирование такого «народного представителя», в глазах которого народ и власть на разных полюсах. Даже если речь о власти в поселении с тысячью жителей.

[attention type=red]

Возможно, это даже верная позиция. Задача депутатов, объединенных в представительный орган, — принимать рациональные и взвешенные решения в интересах своих избирателей. А реализовывать эти решения должна администрация. Это не я придумал. И не мои коллеги. 

[/attention]

Вообще я благодарен каждому депутату, с кем довелось работать. Это хорошие люди, но и работать с ними было комфортно: было всего несколько случаев, когда мы не принимали решение единогласно. Но даже если бы это было не так, я бы отнесся к этому совершенно спокойно: депутат не обязан поддерживать чьи-то решения. Депутат вообще никому ничего не должен, кроме своих избирателей.

О местных жителях

Местные жители — это то, что было самым сложным для меня. Они тоже очень разные. Меня встретили настороженно, и это было для меня понятным. Я бы сравнил работу местного депутата с практикой врача. Он может делать пациенту даже больно, а пациент может не понимать, что это для его же блага. Так и здесь. 

Вот, например, ситуация: обрыв кабеля электросети, приходит ко мне человек и просит решить вопрос.

Я отвечаю: сети бесхозные и муниципалитет не вправе тратить средства на их обслуживание, иначе главу просто привлекут к ответственности. Объясняю, что признание сетей муниципальной собственностью потребует времени.

Но у человека этого времени нет: его вопрос нужно решить здесь и сейчас, и я становлюсь плохим, хотя с утра до вечера теперь занят именно его вопросом. 

Многоквартирники в ЧеркаскулеВладислав Быков / Znak.comЛюди могут не понимать всей этой «кухни», но это не их проблема. Нужно объяснять и разъяснять. В том числе задачу депутатов, их возможности, равно как и в принципе возможности местной власти.

К слову, не секрет, что подавляющее большинство муниципальных депутатов не получают никакого материального вознаграждения за свой труд. В нашем совете я вообще один работал на освобожденной основе и один получал за это зарплату — 17 тыс. рублей. Больше меня на пару-тройку тысяч получал глава поселения, но еще больше — что-то в районе 20,7 тыс. рублей — зарплата у его зама.

У него единственная в поселении ставка муниципальной службы, а там разные надбавки: за особые условия, за выслугу и все такое…

О возрасте и городской «прописке» 

Вопреки даже собственным ожиданиям, я не почувствовал каких-либо предубеждений насчет своего возраста.

Скорее, это было легкое удивление, которое сменилось доверием, потому что молодой депутат по факту оказался самым подготовленным.

При этом, действительно, говорили: мол, не местный, живет в Челябинске, ему «все равно». Мне и правда было все равно, но только по поводу мнения тех, кто так думал и говорил. 

[attention type=green]

Вообще, может, в силу возраста, а может, в силу профессии юриста есть особенность моего характера, которая, наверное, многих раздражает. Я не признаю авторитеты и не особо переживаю по поводу того, что об этом подумают другие.

[/attention]

Стараюсь выстраивать с людьми исключительно деловые, рабочие отношения. Кстати, у тех, кому это не нравится, изначально слабая позиция — что они могут мне предъявить? Наверное, поэтому у меня ни с кем не было открытых конфликтов.

 

Мемориал героям войн в ВоздвиженкеВладислав Быков / Znak.com

Об уходе

Когда уходил, были те, кто просил остаться, а кто-то, наверное, вздохнул с облегчением. Как бы там ни было, мое последнее заседание прошло немного комично: я три или четыре раза ставил на ание вопрос о прекращении своих полномочий, но никто не поднимал руки. 

В определенный момент я почувствовал, что в это время, в этом месте в качестве депутата и даже спикера я уже не буду полезен. Это чувство тем острее, когда ты понимаешь, что система работает неправильно, но ты не в состоянии ее изменить.

Простой пример: в поселке Черкаскуль потребовалось решать вопрос с теплоснабжением многоквартирных домов, которые психоинтернат отключил от своей котельной. Они когда-то были ведомственные, но сейчас все в собственности жильцов, со своим ТСН.

По закону — это их забота, муниципалитет не имеет права вложить в эти дома ни копейки, иначе к главе придет прокурор и даже следователь. Но, по тому же закону, приключись в этих домах коммунальная ЧС, прокурор и следователь придут опять же к главе.

То есть местная власть, начисто лишенная возможностей решать вопросы местного значения (я сейчас даже не про деньги), будет виновата в любом случае. При этом найдется немало охотников на этой вине заработать: политический капитал, должности, звездочки — все что угодно… 

О выводах

Надо ли идти в местную власть? Наверное, надо, но только без иллюзий. Нужно быть готовым к тому, что «снизу» ничего не изменить, а «сверху» нет воли на изменения. Будет крайне сложно и временами очень досадно. Но если хотя бы один человек скажет вам искреннее спасибо за вашу работу, все это было не зря. 

К тому же есть надежда на то, что однажды все-таки ситуация начнет меняться — по принципу «капля камень точит». Правда, не знаю, какие изменения наступят раньше. Ведь и русская деревня — та же Воздвиженка — меняется. Люди уезжают в города, а деревни и села превращаются в дачные поселки. Думаю, эта тенденция продолжится. Но это уже другая история, которая, вероятно, потребует другого опыта…

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2017-05-12/lichnyy_opyt_kak_molodoy_gorozhanin_predsedatelstvoval_v_selskom_sovete

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: