Изменения в правилах однородности закупаемых у единственного поставщика товаров и услуг (ФЗ 94, ФЗ.

Содержание
  1. Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать
  2. Что такое закупка у единственного поставщика
  3. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
  4. Малые закупки
  5. Неконкурентная процедура
  6. Преимущества закупки у единственного поставщика
  7. Недостатки закупки у единственного поставщика
  8. Форс-мажор
  9. Пример 1. Конец финансового года
  10. Пример 2. Профилактика
  11. Пример 3. Контракт после аварии
  12. Процедура проверки контролирующим органом
  13. Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика
  14. Выводы
  15. Когда и как закупку у единственного поставщика нужно согласовывать с ФАС
  16. В каких случаях и как согласовывались с контрольным органом контракты, заключаемые с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся процедур до 1 июля 2020 года?
  17. Согласовывать с контрольным органом в сфере закупок возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закупки несостоявшейся теперь приходится по новым правилам.
  18. Что необходимо предпринять, чтобы получить согласие на заключение контракта с единственным поставщиком?
  19. Какие органы уполномочены на принятие решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком либо об отказе в таком согласовании?
  20. Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2020 году. Прямые закупки заказчика
  21. Где публикуется закупка у единственного поставщика в электронной форме?
  22. Каков порядок проведения закупки у единственного поставщика в электронной форме?
  23. Допускается ли вносить изменения в извещение о закупке у единственного поставщика в электронной форме?
  24. Какова процедура заключения контракта по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме?
  25. Что происходит если на электронной площадке нет предложений или от участника закупки есть только одно предложение?
  26. Федеральный закон о госзакупках №94-ФЗ: сфера регулирования, особенности, отличительные черты с №44-ФЗ
  27. ФЗ-94 о госзакупках
  28. ФЗ-44 о закупках
  29. Основные отличия двух законов: общие моменты
  30. Планирование закупок
  31. Обоснование закупок
  32. Контракт

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Изменения в правилах однородности закупаемых у единственного поставщика товаров и услуг (ФЗ 94, ФЗ.

Закупка у единственного поставщика — один из способов определения поставщика, который позволяет приобрести товары у известного заказчику продавца без конкурентных торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика и разберем актуальные примеры.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей.

Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.

) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

[attention type=yellow]

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

[/attention]

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

    Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.

 Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/51

Когда и как закупку у единственного поставщика нужно согласовывать с ФАС

Изменения в правилах однородности закупаемых у единственного поставщика товаров и услуг (ФЗ 94, ФЗ.

С 1 июля 2020 года существенно изменились правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания закупки несостоявшейся (был принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»). Расскажем, как было принято раньше и что теперь нужно учитывать в работе.

В каких случаях и как согласовывались с контрольным органом контракты, заключаемые с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся процедур до 1 июля 2020 года?

Напомним, что до указанной даты вопрос заключения контракта по результатам несостоявшейся процедуры регулировался пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Основанием для признания конкурентной закупки несостоявшейся служило следующее:

– на участие в конкурентной закупке подана только одна заявка;

– только один из участников закупки, подавших заявки на участие в ней, признан его участником;

– ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона;

– комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём;

– только одна  заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений либо указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В этих случаях контракт должен быть заключён с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Такая цена не должна была превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Согласовывать с контрольным органом в сфере закупок возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закупки несостоявшейся теперь приходится по новым правилам.

Прежде всего, в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе были внесены изменения, согласно которым заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании, если не состоится:

– закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;

– открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

– электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

– электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одного ценового предложения;

– запрос предложений (в том числе в электронной форме), если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.

Однако согласовывать придётся не каждую несостоявшуюся закупку, а только ту, цена контракта которой превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.06.

2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

[attention type=red]

Такое согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры. Эти размеры устанавливаются не только в зависимости от способа закупки, но и от уровня заказчика.

[/attention]

Например, согласование нужно при заключении контракта для федеральных нужд, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 500 млн рублей (за исключением закупки, осуществляемой путём проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе соответственно или путём проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При закупке для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд такой размер уже составит 250 млн рублей. Исключения, предусмотренные при согласовании заключения контракта для федеральных нужд, применимы и в этом случае.

И всего при сумме в 1 000 рублей потребуется получать согласование, при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.

Вовсе не потребуется согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Что необходимо предпринять, чтобы получить согласие на заключение контракта с единственным поставщиком?

Чтобы получить такое согласие, потребуется направить соответствующее обращение в контрольный орган.

Сделать это необходимо  не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 утверждена форма такого обращения, а также перечень информации и документов, прилагаемых к нему.

Допускается направление такого обращения как на бумажном носителе, так и в электронной форме, сведения в которых должны быть идентичными.

Вы сможете направить такое обращение исключительно с использованием ЕИС в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, запроса предложений в электронной форме.

Какие органы уполномочены на принятие решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком либо об отказе в таком согласовании?

ФАС России наделён полномочиями при рассмотрении обращений, при проведении закупок для федеральных нужд и закупок, проводимых закрытыми способами;

контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ ‒ при закупках для региональных в г. Москве таким органом является Главное контрольое управление г. Москвы  (Постановление Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП)

Источник: https://www.4dk.ru/news/d/20200918141844-kogda-i-kak-zakupku-u-edinstvennogo-postavshchika-nuzhno-soglasovyvat-s-fas

Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2020 году. Прямые закупки заказчика

Изменения в правилах однородности закупаемых у единственного поставщика товаров и услуг (ФЗ 94, ФЗ.

БКС-Тендер / Статьи / Изменения в проведение закупок у единственного поставщика в 2020 году. Прямые закупки заказчика.

С 01.07.2020 вступают в силу изменения, касающиеся проведения заказчиком прямых закупок товаров, работ и услуг. Изменения вносятся в пункты 4 и 5 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ О контрактной системе. Согласно вышеперечисленным пунктам проводится почти весь объем закупок у единственного поставщика всеми заказчиками на всей территории России.

Популярность применения этих норм Закона объясняется тем, что заказчик может приобретать согласно этим нормам любые товары, работы, услуги. Ограничение есть только по цене заключаемого контракта (до 300 тыс. рублей для основной массы заказчиков и до 600 тыс.

рублей для учреждений культуры, образования, физкультуры и спорта) и по общему объему таких закупок в течение года:

  • до 2 млн. рублей или до 5% совокупного годового объема закупок заказчика (что не должно превышать 50 млн. рублей) для основной массы заказчиков;
  • до 5 млн. рублей или до 50 % совокупного годового объема закупок заказчика  (что не должно превышать 30 млн. рублей) для учреждений культуры, образования, физкультуры и спорта.

Итак, с 01.07.2020 года заказчик может проводить закупки у единственного поставщика, по вышеуказанным пунктам, в электронной форме, причем законодатель мотивирует, чтобы заказчики проводили такие закупки в электронной форме тем, что увеличивает максимальную сумму сделки, заключаемой заказчиком, до 3-х млн. рублей.

При этом «бумажная» форма заключения контрактов у единственного поставщика остается, но максимальная сумма сделки по ним остается прежней: 300 тыс. рублей для основной массы заказчиков и 600 тыс. рублей для учреждений культуры, образования, физкультуры и спорта.

Самое главное изменение в закупки у единственного поставщика касается того, что такая закупка становится конкурентной процедурой. Заказчик сможет заключить контракт, только если на электронную процедуру было подано более 2-х заявок и только с участником, заявившим лучшую цену.

[attention type=green]

Заказчик, по сути, теряет право самостоятельно выбирать себе поставщика, вместо прямой закупки проводится некий «запрос цен».

[/attention]

Рассмотрим изменения в порядок проведения закупок у единственного поставщика.

Где публикуется закупка у единственного поставщика в электронной форме?

Закупка осуществляется с использованием электронной площадки. Площадки, на которых будут публиковаться такие закупки, пока не определены, но на текущий момент самыми популярными из таких площадок являются: Портал поставщиков Москвы, Электронный магазин Московской области и ЭТП Березка.

Ближе к началу июля будет известно, какие заказчики, на каких площадках будут размещаться.

Каков порядок проведения закупки у единственного поставщика в электронной форме?

1)  участники закупки формируют на электронной площадке предложение на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Предложение должно содержать:

  • наименование товара и его характеристики;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • единица измерения товара;
  • цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование территории (территорий), в  пределах которой (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • срок действия предложения, который не может составлять более 1 месяца с даты его размещения на электронной площадке;
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица, номер контактного телефона (если участником закупки является юридическое лицо);
  • ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо);
  • фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номер контактного телефона (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);
  • решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (если сделка является для участника крупной);
  • разрешительные документы (лицензии, допуски), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
  • декларация о соответствии участника закупки требованиям, предусмотренным пунктами 3 – 5, 7 – 9, 11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе.

2) публикация предложения на электронной площадке. Размещение предложения означает согласие участника закупки на направление его заказчикам.

3) заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать:

  • адрес электронной площадки;
  • реквизиты Заказчика;
  • краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная цена контракта, источник финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения;
  • преимущества, предоставляемые заказчиком учреждениям уголовно-исправительной системы и предприятиям инвалидов;
  • информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;
  • информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу;
  • размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
  • наименование товара и его характеристики, начальную цену товара, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования к наличию разрешительных документов (лицензий, допусков) и квалификационных требований, предусмотренных частью 1 и частью 1.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ О контрактной системе;
  • проект контракта, а также обоснование цены контракта.

4) в течение 1 часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех предложений участников, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

5) отобранным предложениям участников оператор электронной площадки присваивает порядковые номера в порядке возрастания цены за единицу товара. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара.

6) оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в закупке (из отобранных преддожений) с указанием присвоенных порядковых номеров.

7) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, заказчик принимает решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления требуемой информации и документов. Каждой заявке, которая не отклонена, присваивается порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара.

8) с использованием электронной площадки заказчик формирует протокол подведения итогов определения поставщика. Протокол публикуется на площадке и в единой информационной системе в день рассмотрения.

Допускается ли вносить изменения в извещение о закупке у единственного поставщика в электронной форме?

Внесение изменений в извещение не допускается.

Какова процедура заключения контракта по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме?

Заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном для заключения контракта путем запроса котировок. Данный порядок нами рассмотрен в статье про  изменения, внесенные в запрос котировок.

Что происходит если на электронной площадке нет предложений или от участника закупки есть только одно предложение?

Процедура признается несостоявшейся. Заказчику единственная заявка на рассмотрение не направляется.

  • Комплексное тендерное сопровождение

Источник: https://bcstender.ru/info/changes-to-single-procurement/

Федеральный закон о госзакупках №94-ФЗ: сфера регулирования, особенности, отличительные черты с №44-ФЗ

Изменения в правилах однородности закупаемых у единственного поставщика товаров и услуг (ФЗ 94, ФЗ.

В 2014 году вместо ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу иной закон о госзакупках ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФЗ-94 о госзакупках

Закон о госзакупках 94-ФЗ был принят 21 июля 2005 года. Данный закон имел существенные отличия от действующего сейчас закона о государственных закупках и утратил юридическое значение после вступления в силу ФЗ-44 в 2014 году.

Закон №94-ФЗ содержал 9 глав и 65 статей. Сфера действия 94-ФЗ распространялась только на муниципальных и государственных заказчиков.

В законе не было предусмотрено специальных норм, в которых указывались бы принципы размещения госзаказа, но исходя из анализа его положений можно выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджета, развитие конкуренции и обеспечение информационной открытости заказов.

В 94-ФЗ были прописаны правила госзакупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Закон регулировал деятельность заказчика только до момента исполнения обязательств по контракту.

ФЗ-94 предусматривал ограничения в части способов выбора поставщика или исполнителя. В нем были предусмотрены только такие способы закупок, как конкурс, аукцион (в том числе в электронном формате), а также запрос котировок у единственного поставщика.

В 94-ФЗ были установлены основные требования к исполнителю. Это его соответствие законодательным требованиям, непроведение процедуры ликвидации юрлица, неприостановление деятельности участника, отсутствие у него задолженности по налогам и сборам за прошедший год в размере более 25% от балансовой стоимости активов участника.

В 94-ФЗ недостаточное значение отводилось документальному сопровождению закупок. Здесь не были приведены требования о необходимости размещения информации о закупке на официальном сайте по проведению закупок.

Заказчику достаточно было сформировать и разметить план-график.

ФЗ-44 о закупках

Если старый 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственных или муниципальных заказов, то сфера регулирования 44-ФЗ гораздо шире. Она описывает полный закупочный цикл начиная от этапа прогнозирования и планирования закупки, заканчивая этапом проведения итогов закупки, а также оценкой эффективности проводимой закупки.

ФЗ-44 состоит из 8 глав и 114 статей. Он потребовал принятия более 60 подзаконных актов на федеральном уровне и установил возможность регулирования отдельных положений на уровне российского субъекта или муниципалитета.

В 44-ФЗ регулируются особенности заключения контрактов на поставку товаров и оказание услуг, а также на покупку недвижимости, аренду и прочие договоры, которые предполагают оплату из бюджета.

Целями принятия нового 44-ФЗ о госзакупках стали:

  1. Предотвращение коррупции и иных проявлений злоупотреблений в закупочной деятельности.
  2. Внедрение антидемпинговых мер по отношению к недобросовестным поставщикам в процессе проведения конкурсов и аукционов.
  3. Повышение профессионального уровня заказчиков.
  4. Стимуляция инноваций и пр.

Все нововведения 44-ФЗ призваны усовершенствовать систему госзакупок, повысить ее открытость и прозрачность. В конечном итоге изменения, по мнению законодателей, должны были привести к росту эффективности расходования денежных средств.

Так, в 94-ФЗ отсутствовали нормы, которые бы затрагивали контроль за исполнением заказа. В 44-ФЗ были внедрены следующие изменения, которые повышают степень ответственности заказчика за эффективное проведение закупочной процедуры:

  1. Заинтересованным лицам предоставляется неограниченный доступ к информации о закупочной процедуре.
  2. Публикация материалов обо всех этапах закупок по новым правилам стала обязательной.
  3. Был создан общественный комитет по контролю за госзакупками.
  4. Предусмотрено планирование закупок.
  5. Способ определения исполнителей по закупке зависит от предмета.
  6. Повышена ответственность заказчиков за исполнение законодательных требований в закупочной деятельности.
  7. Предусмотрено предельное значение понижения контрактной цены (25%), после чего заказчик должен предоставить обоснование расчетной цены.
  8. Внедрена возможность аудита исполнения контрактов.

В 44-ФЗ впервые были зафиксированы принципы контрактной системы, в числе которых:

  1. Открытость и прозрачность информации по закупке. Вся она подлежит размещению в ЕИС и должна соответствовать критериям полноты и достоверности.
  2. Обеспечение добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.
  3. Профессионализм заказчика: на базе заказчика должна действовать контрактная служба или профессиональный управляющий, которые прошли специальное обучение в сфере проведения закупок.
  4. Стимулирование инноваций.
  5. Единая контрактная система.
  6. Ответственность заказчика за результаты закупок и эффективность их осуществления.

В 44-ФЗ были прямо запрещены закупки товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами или являющимися предметами роскоши.

ФЗ-44 существенно усложнил процедуру закупок. В него были включены разделы, которые регулируют планирование и осуществление закупок, мониторинг и аудит, контрольные мероприятия, порядок разрешения спорных моментов и процедуры осуществления отдельных закупок.

В новом законе появилась отдельная глава, которая посвящена планированию закупочной деятельности. В ней была установлена необходимость формирования и утверждения планов закупок на три года, планов-графиков на текущий финансовый год, обоснование закупок с учетом текущих правовых норм.

При подготовке плана-графика заказчик должен обосновать начальные цены контракта с использованием методов и источников данных из ст. 22 44-ФЗ. Приоритетом в данном случае обладает метод сопоставимых рыночных цен.

44-ФЗ сделал следующие требования к участникам госзакупок обязательными (ранее по 94-ФЗ они были дополнительными):

  1. Участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает ПО.
  2. Сведения об участнике закупки не должны содержаться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП).

Также законом были установлены новые требования к участнику госзакупки:

  • он должен быть правомочен заключать контракт;
  • в реестре недобросовестных поставщиков не должно быть сведений не только об участниках закупки (самих исполнителях или подрядчиках), но и данных об учредителях и членах исполнительного органа;
  • отсутствие у участника в статусе физлица или руководителя, главного бухгалтера судимостей за экономические преступления.

44-ФЗ также ужесточил условия для заключения контракта с единственным поставщиком. Ранее заказчик мог подписать контракт на закупку в пределах 100 тыс. р. в течение квартала. Начиная с 2014 года заказчик должен соблюсти следующие условия для заключения контракта с единственным поставщиком:

  1. Сумма контракта не должна превышать 100 тыс. р. за любой временной промежуток.
  2. Общая сумма закупки за год по подобным контрактам (каждый из которых менее 100 тыс. р.) не должна быть более 5% от суммы предполагаемых закупок и в совокупности не может превышать 50 млн р.
  3. Заказчик должен прописать в отчете цену контракта и привести обоснование, почему поставщика невозможно выбрать иным способом.

Изменились и процессуальные требования к основным формам государственных закупок. Так, через запрос котировок допускается заключение контракта с победителем, если сумма закупки не превышает 500 тыс. р.

, а общая сумма подписанных за год контрактов не превышает 10% от общего объема закупок и находится в пределах 100 млн р. в год.

Также подача заявок на запрос котировок может производиться исключительно в запечатанных конвертах для снижения коррупционной составляющей.

Что качается электронного аукциона, то изменения по 44-ФЗ были не столь существенны. Так, изменились в меньшую сторону минимальные сроки размещения извещения о закупке с ценой более 3 млн р. с 20 до 15 дней.

Новый закон также сделал обязательным обеспечение по заявке на участие в торгах с начальной ценой 3 млн р. Обеспечение вносится в размере 1% от цены контракта.

При признании аукциона не состоявшимся заказчику следует заключить контракт с единственным поставщиком после согласования с антимонопольной службой либо провести запрос предложений.

По новому закону закупки через открытый конкурс теперь должны отвечать измененным требованиям:

  1. Извещение о конкурсе подлежит размещению не менее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками (это на 10 дней меньше, чем по 94-ФЗ).
  2. Срок подачи заявок при внесении изменений в конкурсную документацию продлевается вместо 20 до 10 дней.
  3. Процедура рассмотрения и оценки заявок теперь оформляется в виде одного протокола.
  4. Количество параметров для оценки поступившей на конкурс заявки изменилось с 8 до 5.

44-ФЗ также предусмотрел возможность внесения обеспечения не только перечислением денежных средств, но и с помощью банковской гарантии.

Основные отличия двух законов: общие моменты

Приведем основные отличия ФЗ-44 от ФЗ-94:

  1. Требований данного ФЗ должны придерживаться и бюджетные учреждения при закупках за государственный счет.
  2. Внедрены принципы контрактной системы.
  3. Предусмотрен исчерпывающий перечень документации, который следует подготовить заказчику (ранее достаточно было разместить план-график на текущий год).
  4. Появились установленные законодательно методы определения цены контракта.
  5. Появилось требование об обосновании не только цены контракта, но и объекта закупки, его стоимости и способа выбора подрядчика или исполнителя.
  6. Появилось требование о создании контрактной службы на стороне заказчика при закупках свыше 100 млн р. и назначение управляющего при годовых закупках, не превышающих указанное значение.
  7. Внедрение обязанности по предоставлению заказчиком преимуществ для учреждений УИС и организациям инвалидов.
  8. Не менее 15% от общего объема закупок должно быть направлено на контракты с субъектами малого бизнеса.
  9. Внедрена обязанность участников вести обеспечение при крупных закупках и возможность предоставить взамен денежного взноса банковскую гарантию.
  10. Расширены способы проведения закупок и процессуальные требования к ним.
  11. Изменены сроки отказа от проведения торгов до 5 дней до окончания приема заявок.
  12. Появилось требование об описании объекта закупки.

Таким образом, после вступления в юридическую силу 44-ФЗ в 2014 году с расширенной сферой правового регулирования старый закон о госзакупках 94-ФЗ утратил свое значение. Новый закон 44-ФЗ существенно ужесточил требования к госзакупкам и усложнил их, так как увеличил обязанности заказчиков в части планирования закупок и повысил их ответственность за эффективность закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/fz-94-44.html

Все о ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: